Особенности выбора удобных для себя мест в салоне самолета. Самый безопасный самолет и места при падении Как называется передняя часть самолета

Вопрос о том, какие лучше места выбирать в самолете, актуален только для обеспечения собственного комфорта. С точки зрения безопасности, абсолютно все кресла находятся в одинаковом положении, а для полета, который продлится час-два, выбор места и вовсе не кажется актуальным.


Но, при перелете в 10-12, а то более часов, выбор места действительно важен. Для обеспечения себе максимального комфорта, выбирать места нужно исходя из двух основных критериев – личных предпочтений в полете и технических особенностей расположения кресел.

Места по предпочтениям

У каждого путешественника есть свое собственное представление об идеальном кресле на борту лайнера. Кто-то любит сидеть рядом с иллюминатором, кто-то поближе к туалетам, как правило, это плохо переносящие полеты люди, которых часто тошнит, или же у которых бывают сложности с кишечником, а кому-то нравится летать в хвосте самолета.

В целом все места по предпочтениям пассажиров можно разделить так:

  • рядом с иллюминатором;
  • у прохода;
  • в середине;
  • рядом с аварийными выходами и люками;
  • рядом с санитарной зоной;
  • впереди, «за пилотами»;
  • в хвосте лайнера.

У каждого из таких вариантов есть свои плюсы и свои минусы, о которых нужно знать перед первым в жизни полетом, когда собственные предпочтения еще не сформировались.

У иллюминатора

Место «у окошечка» обычно любят дети, независимо от того, в каком транспорте оно находится.

Говоря же о взрослых пассажирах, собирающихся в первый в жизни полет, нужно отметить, что в полете у иллюминатора есть только один минус – выйти со своего места будет затруднительно, других недостатков – нет.

У прохода

На первый взгляд кажется, что в полете «в проходе» ничего хорошего быть не может, но это совсем не так.

В общем, минусами является лишь то, что придется вставать каждый раз, когда сидящие дальше захотят выйти и то, что будет не видно облаков за иллюминатором.

Michael Gra / flickr.com

К безусловным плюсам можно отнести собственную свободу перемещения по салону, в любой момент можно сходить в туалет или к проводникам, никого при этом не тревожа, и возможность «вытянуть ноги» в проход. Хотя «вытягивание ног» относительно, ведь по проходу ходят другие пассажиры, стюардессы со своими тележками, да и в целом это смотрится не очень красиво.

Но если перелет предстоит ночной, во время которого почти все спят, возможность протянуть уставшие от хождений по экскурсиям ноги может быть просто бесценна.

В середине

В отношении кресел в лайнере известная поговорка о «золотой середине» совершенно истине не соответствует. Это самое неудобное расположение из всех возможных, разумеется, если речь об одиночном полете. Если летит семья или компания друзей, картина меняется.

Самый большой минус сидения в центре – соседи. В полете в таких креслах именно то, каким будет сосед, полностью определяет весь полет. Кроме этого, придется вставать, выпуская сидящих дальше и беспокоить летящих ближе к проходу, если захочется выйти.

У аварийных люков и выходов

В целом места очень удобные. Здесь увеличенное пространство между рядами, мимо практически никто не ходит, а при перелете в большом лайнере, где в ряд выстраивают по многу кресел, здесь их меньше, обычно перед аварийным выходом в ряду не более трех мест.

Однако у авиакомпаний есть полулегальное правило – сюда никогда не сажают пожилых людей, женщин, детей и лиц, не внушающих доверия. Что касается последнего, то, по сути, это дресс-код, оставленный на усмотрение бортпроводников.

А вот представителей силовых структур или же военных, спасателей или спортсменов, наоборот, настойчиво пытаются усадить именно к аварийным выходам.

img-fotki.yandex.ru

В полете у люков есть значительное отличие от всех остальных кресел, которое может стать как недостатком, так и преимуществом. Речь о том, что расположенные тут кресла имеют конструктивные ограничения на раскрытие, то есть на положение «лежа». Для желающих лететь в полулежащем состоянии это, разумеется, минус.

Но неоспоримым достоинством этих кресел является то, что сюда практически никогда не усаживаются женщины с маленькими детьми, это очень важно для спокойного долгого полета и то, что никто впереди не отбросит спинку сиденья, захлопнув пассажиру его ноутбук.

Если большую часть полета планируется провести за компьютером, то места у аварийных люков лучшее решение.

Рядом с санитарной зоной

Эти кресла популярностью не пользуются, так как полет вблизи туалета неудобен с психологической стороны, да и часто проходящие в санузел пассажиры позитивных эмоций не доставляют.

Но если есть сложности с пищеварением, к примеру, возникающие на нервной почве, из-за волнения или страха, то место у прохода рядом с санитарной зоной станет лучшим вариантом.

Места «за пилотами» хороши тем, что самые первые ряды не имеют перед собой других кресел. Можно спокойно вытянуть вперед ноги или же выйти с места у иллюминатора, не прося соседей вставать.

cdn.airlines-inform.ru

Но при выборе этих мест нужно уточнять, если рядом розетки, так как именно тут почти всегда не предусмотрена возможность подзаряжать гаджеты.

В хвосте

В хвосте салона летать не любят, но это абсолютно индивидуальное неприятие. Так как места здесь совсем ничем не отличаются от всех остальных.

Мнение о том, что при попадании в турбулентность «хвост» трясет намного сильнее, совершенно субъективно и реальности не соответствует. Что же касается возможности сделать фотографии из иллюминатора, то места здесь ничем не хуже. Нос самолета, разумеется, в кадр не попадет, но снимки турбины выглядят ничуть не менее эффектно.

При посадке, точнее, после ее завершения и перед взлетом, есть смысл осмотреться в том случае, если доставшееся кресло кажется неудобным. Если есть место, которое, на взгляд, более комфортно, не нужно стесняться, следует обратиться к бортпроводнице с просьбой пересесть.

Сотрудники авиакомпаний совершенно спокойно относятся к таким перемещениям пассажиров, поскольку спокойствие и здоровая обстановка на борту целиком и полностью зависят от комфорта людей при полете.

Видео: лучшие места в самолете – как выбрать?

Конструктивные особенности мест в лайнере

Все самолеты – разные, основное их отличие в том, сколько в ряду кресел. Их может быть 2, 3, 4, 5 – чем больше лайнер, тем больше мест расположено между проходом и иллюминатором, более того, тем уже расстояние между самими рядами. В целом летать на крупных самолетах менее удобно, чем на небольших.

Расположение санитарной зоны и служебных отсеков также могут отличаться в разных самолетах, как и нахождение розеток, размеры отсеков для ручной клади, наличие мониторов и многое другое.

Выбирая для себя лучшие места в самолете, нужно учесть такие моменты:

  1. Следует посмотреть подробный план салона той модели лайнера, в которой предстоит путешествие – особое внимание надо уделить мелочам – наличию мониторов, розеток, расстоянию между рядами и прочему, схемы салонов не сложно найти на сервисах авиакомпаний.
  2. При желании спокойно и не торопясь выбрать место, нужно бронировать заранее через онлайн-сервисы, руководствуясь опять же схемой салона, которые есть практически на любом портале, торгующем авиабилетами.
  3. Если предварительного выбора не было, то распределяются места «в порядке очереди» при посадке в самолет, стюардесса просто покажет свободное место. Но даже в здании аэропорта есть возможность понять, какие места в самолете свободны и выбрать из них самое оптимальное – для этого надо воспользоваться терминалами саморегистрации либо же попросить схему с местами на стойке, за которой регистрация осуществляется.

Помимо всех деталей, обеспечивающих комфорт в полете внутри салона, обязательно нужно учесть такой момент, как направление движения самолета, особенно это важно для тех пассажиров, которые планируют лететь у иллюминатора.

Это важный момент, его нужно учитывать, выбирая, какие лучше места у иллюминатора подойдут для фотографий и просто любования облаками. Без учета направления может получиться так, что солнце станет слепить весь полет и тщательно выбранные, самые хорошие кресла окажутся самым большим разочарованием.

Авиакомпании в последние годы очень «не любят» распределять кресла непосредственно в салоне перед вылетом, предпочитая предварительный выбор мест своими пассажирами. В целом это хорошая тенденция, но иногда возникают накладки, то есть на одно и то же кресло претендует несколько человек.

Избежать таких неприятностей можно осуществляя выбор и непосредственно на порталах авиаперевозчиков. К тому же во всех спорных ситуациях предпочтение всегда остается именно за прямой бронью, а не за той, которая была сделана через компанию-посредника, независимо от того, когда эта самая бронь была зарегистрирована.

Вопрос того, какие лучше места в самолетах – полностью индивидуален и каждый человек сам решает, где именно ему будет лететь удобнее, а ясно это станет уже после первого полета. Он вполне может стать очень комфортным и полным позитивных эмоций, если подойти к выбору рейса, модели самолета и месторасположению кресла в салоне внимательно, ответственно и забронировать все заранее.

Даже самый короткий перелет всегда вызывает массу волнений у путешественника. И это не удивительно, ведь до сих пор многие люди испытывают настоящий страх перед полетами в небе и считают, что комфортными они точно не могут быть. Однако опытные путешественники точно знают, как сделать несколько часов в воздухе максимально приятными. Не последнюю роль в этом вопросе играет то, на каких местах вы будете сидеть во время полета. Думаем, что никому не понравится путешествовать зажатым между двумя упитанными соседями либо весь полет наблюдать толпящихся около вашего кресла людей, желающих попасть в туалет. Поэтому после стоимости билета и надежности авиакомпании стоит обратить внимание на то, какие места в самолете лучше выбрать. Конечно, в данном вопросе не всегда существует единство, ведь многое зависит от комплекции пассажира, компании, с которой он летит, а также личных предпочтений и марки авиалайнера. Но мы постараемся дать вам общие рекомендации о том, какие места лучше брать в самолете, если вы желаете, чтобы ваше воздушное путешествие прошло спокойно.

Класс перелета

Какие места в самолете лучшие? На этот вопрос можно ответить по-разному, но большинство пассажиров точно знает, что комфорт перелета напрямую зависит от того, каким классом вы путешествуете. Данная нюанс напрямую влияет на многие характеристики путешествия: удобство кресел, уровень обслуживания, качество и выбор питания. Это особенно важно, когда ваш перелет занимает более четырех часов и комфорт становится самым важным его условием. Поэтому если вы задумываетесь о том, какие места в то постарайтесь выбрать более высокий класс полета, планируя путешествие.

Современные авиаперевозчики предлагают своим клиентам следующие варианты путешествий:

  • экономкласс;
  • бизнес-класс;
  • первый класс.

У каждого из перечисленных вариантов существуют свои «за» и «против». Поэтому прежде чем выяснять, например, какие места в самолете эконом-класса лучшие, мы дадим краткую характеристику каждому классу перелетов.

Чего ждать от бюджетного путешествия?

Большая часть пассажиров путешествует по воздуху именно таким образом. Ведь билеты экономкласса всегда имеют невысокую стоимость и доступны общей массе туристов. Те, кто часто летают самолетами, сравнивают подобное путешествие по уровню комфорта с поездкой в автобусе. В салоне авиалайнера установлены кресла с откидными спинками, расстояния между сиденьями позволят пассажирам среднего роста и комплекции вытянуть ноги и удобно устроиться. В полете вас обязательно накормят, а детишкам многие авиакомпании еще и дарят подарки, состоящие из раскрасок, карандашей и различных игр, которые помогают скоротать полет.

Однако имейте в виду, что экономкласс не может похвастаться большим количеством удобств. Многим пассажирам расстояние между креслами и рядами кажется слишком маленьким, и они не могут расположиться с комфортом. Это превращается в серьезную проблему, когда полет длится несколько часов. К тому же путешествие эконом-классом накладывает некоторые ограничения на провоз багажа. В последнее время крупные авиакомпании предусматривают в самом бюджетном классе перелетов места повышенной комфортности. Обычно они стоят немного дороже обычных, но спрос на подобные билеты показывает, что они весьма востребованы среди туристов.

Полет в бизнес-классе

Путешествия в бизнес-классе крайне комфортны, здесь установлены удобные кресла, которые можно полностью разложить и отдохнуть во время долгого и утомительного перелета. Помимо этого, пассажиры получают изысканные блюда по меню и широкий ассортимент алкогольных напитков. Каждое кресло оборудовано такими приятными мелочами, как, к примеру, розетки, чтобы подзарядить ноутбуки и смартфоны.

Многим туристам ответ на вопрос «какие места в самолете лучше выбрать для приятного и запоминающегося путешествия» очевиден - естественно, в бизнес-классе.

Самая дорогостоящая поездка

Не любая авиакомпания может гордиться тем, что располагает на борту местами для пассажиров первого класса. Он относится к наиболее комфортным из всех выше перечисленных, однако и самым дорогим одновременно. Путешественники, которые могут позволить себе подобный перелет, получают массу преимуществ, включая отдельную стойку регистрации и преимущественную посадку на рейс.

Стоит заметить, что перелеты первым классом покажутся туристам наиболее удобными, но, к сожалению, позволить себе подобную роскошь может далеко не каждый пассажир. Поэтому в дальнейших разделах статьи мы постараемся выяснить, какие места в самолете лучше выбирать для комфортного и приятного путешествия.

Места у иллюминатора

Многие пассажиры считают лучшими местами кресла, расположенные около иллюминатора. Бесспорно, они имеют множество плюсов, однако подходят далеко не всем путешественникам.

Такие места можно выбирать, если вы планируете выспаться за время полета, ведь никто не будет тревожить ваш сон, пробираясь в туалет. Довольно удобно находиться у иллюминатора тем, кто планирует занять себя чтением или работой на ноутбуке. Здесь достаточно света, поэтому глаза не будут уставать, и вы сможете провести перелет в комфортных условиях.

Однако имейте в виду, что отсюда трудно будет ходить в туалет - вам придется постоянно извиняться и беспокоить других пассажиров, находящихся рядом.

Удобно ли летать у прохода

Тем, кто пытается понять, какие места в самолете лучше для беспокойных путешественников, стоит рассмотреть кресла недалеко от прохода. Они позволяют вставать в любое время, дают возможность удобно вытянуться, а также сходить в туалет, не задумываясь о том, что тревожите своих спящих, к примеру, соседей. Приятно, что пассажиры, сидящие у прохода, практически первыми спускаются по трапу после посадки авиалайнера. А следовательно, имеют шанс без лишней суеты оформить все документы на таможне и получить багаж раньше других туристов.

Но не стоит забывать и о минусах, которые имеют кресла у прохода. Вам будет довольно сложно дремать или просто отдыхать, ведь между рядами все время ходят другие пассажиры и бортпроводники. К тому же будьте готовы каждый раз подниматься с удобного кресла, когда ваши соседи решат выйти в туалет или просто размяться.

Места в центре

В большинстве статей, где даются советы о том, какие места в самолете лучше резервировать за собой при регистрации, кресла в центре называют наименее подходящим вариантом из всех возможных. Однако на самом деле все зависит от того, кто именно путешествует. Например, для семей с малышами эти места являются самыми удобными для посадки ребенка. Посудите сами, он будет чувствовать обоих родителей, а во время сна сможет вытянуться, устроившись на коленях мамы и папы. Поэтому многие семьи стараются, регистрируясь на рейс, занять сразу три кресла рядом.

А вот людям, путешествующим в одиночку, будет не слишком комфортно сидеть на центральном сиденье в окружении двоих чужих людей.

Аварийные выходы: плюсы и минусы мест

Некоторые пассажиры ошибочно полагают, что места у аварийных выходов являются самыми лучшими и часто бывают разочарованы своим перелетом. Ведь на самом деле кресла у аварийных выходов в авиалайнере имеют свою классификацию. Об этом необходимо знать, самостоятельно регистрируясь на рейс и выбирая места на борту.

Больше всего везет тем путешественникам, которым удалось попасть на ряд кресел между двумя запасными люками. Здесь достаточно просторно даже пассажирам ростом выше среднего и можно полностью откинуть спинку сиденья, не раздражая сзади сидящих путешественников. Также довольно комфортно сидеть на местах, которые расположены перед аварийным выходом. Они имеют увеличенное расстояние между рядами, а многие авиакомпании даже оставляют позади свободное пространство, убирая ряд кресел. Однако имейте в виду, что на таких местах обычно не размещают женщин, детей и пожилых людей, которые в критической ситуации не смогут действовать хладнокровно. Не стоит забывать о том, что правилами авиаперевозчиков категорически запрещено ставить около аварийного люка ручную кладь.

Места после аварийных выходов считаются в данной категории самыми нежелательными для долгого путешествия. Кресла прочно зафиксированы в одном положении, поэтому полет будет крайне неприятным.

Места в носовой части авиалайнера

Выбор подобного места для воздушного путешествия во многих случаях вполне оправдан. Пассажиры, сидящие в передней части воздушного судна, в первую очередь получают напитки и блюда во время обеда. Они могут не опасаться, что у бортпроводницы закончится сок или минеральная вода. Кроме этого, они первыми выходят после приземления, однако именно здесь часто размещают матерей с малышами. В передней части салона можно удобно закрепить детскую колыбельку, поэтому при регистрации подобной категории пассажиров отдается предпочтение. Если вы плохо переносите путешествия в окружении плачущих малышей или планируете работать во время всего полета, то постарайтесь выбрать для себя другие места.

Хвостовая часть авиалайнера

Места в хвосте давно признаны самыми неудобными. Здесь всегда толпятся люди и практически отсутствует возможность выбора горячего питания, а выходить после приземления пассажирам придется после всех остальных путешественников.

Однако часто именно хвостовой отсек бывает заполнен не полностью, поэтому появляется возможность удобно расположиться на трех креслах одновременно и выспаться. По статистике во время крушений среди выживших около семидесяти процентов сидели именно в хвосте самолета.

Первые ряды кресел

Некоторые пассажиры сознательно выбирают места на первых рядах кресел. Они имеют массу плюсов: никто не откинет перед вашим носом спинку сиденья, а стенка или перегородка впереди создают некую атмосферу уединенности даже в полном салоне самолета.

Лучшие места для путешествия с детьми

Если вы путешествуете в полном составе, то информация о том, какие места в самолете лучше выбирать - с ребенком ведь летать достаточно сложно, согласитесь, - для вас не пустой звук. Данный раздел статьи окажется вам полезным.

Обычно самыми комфортными называют первые ряды кресел. В них ваш ребенок не будет мешать другим пассажирам, для малышей имеется возможность закрепить люльку, выбор блюд является самым широким, а турбулентность ощущается менее всего.

Чаще всего представитель авиаперевозчика, который ведет регистрацию на рейс, учитывает тот момент, что родители и дети должны сидеть рядом. Однако не будет лишним напомнить об этом, ведь в процессе работы некоторые сотрудники могут и не обратить внимания на возраст ребенка.

Постарайтесь попасть на места в передней части салона, ведь в случае неполной загрузки лайнера вы всегда сможете пересесть в хвост и уложить малыша спать на свободных трех креслах. В противном случае у вас все же будут хорошие места на передних рядах, где довольно комфортно с ребенком.

Какие лучшие места в самолете «Аэробус»?

Общие советы по выбору мест в салоне не всегда могут быть эффективны, ведь они не учитывают особенности строения авиалайнера. Этот нюанс обязательно необходимо принимать во внимание задумываясь над тем, какие места в самолете лучше выбрать. «Аэробус», к примеру, довольно популярная модель воздушного судна у российских авиакомпаний. Она имеет несколько модификаций, у каждой существуют свои особенности.

Авиалайнер «Аэробус 319-100» предусматривает продажу билетов двух категорий: бизнес и эконом. Для пассажиров второй группы самыми удобными будут кресла в третьем ряду. Они являются первыми и отделены от другого салона шторкой, это дает возможность очень удобно расположиться во время путешествия. Десятый ряд часто называют «места повышенной комфортности», ведь перед ними расположен запасной выход и путешественники размещаются с большим комфортом.

Комплектация салона воздушного судна «Аэробус 320» предполагает, что самыми удобными местами являются те, которые находятся в третьем, десятом и одиннадцатом ряду. От сидений третьего ряда ведется отсчет в экономе и перед ними расположена перегородка. Это исключает откидывание впереди стоящего кресла по причине его отсутствия. Десятый ряд отличается широким проходом от одного ряда до другого. Однако не стоит забывать о том, что положение кресел надежно зафиксировано, поэтому вы сможете только с комфортом вытянуть ноги. Одиннадцатый ряд можно считать наиболее подходящим для долгих перелетов, здесь откидываются спинки, а расстояния впереди вполне достаточно для того, чтобы удобно устроился даже очень высокий пассажир.

Какие хорошие места в самолете «Боинг»?

Эти авиалайнеры тоже часто используют российские воздушные перевозчики. Популярной моделью является «Боинг». Какие места в самолете лучше выбрать, если бы летите бортом этой модели? Этот секрет мы вам сейчас раскроем.

Для пассажиров является серьезной путаницей немного отличающиеся друг от друга комплектации салонов этих авиалайнеров. В одном варианте существует ряд с двумя креслами. Здесь самыми желанными будут места на четвертом, тринадцатом и четырнадцатом рядах. Четвертый ряд начинает отсчет в салоне экономического класса. Перед пассажирами будет перегородка, которая не доходит до пола. Это позволяет путешественникам устроиться в любом удобном для них положении. Бортпроводники начинают разносить еду с этих мест, поэтому проблем с выбором у вас не возникнет. Тринадцатый ряд подойдет не каждому, ведь за ним расположен аварийный выход, а значит трансформация сиденья невозможна. Однако здесь всего лишь два кресла и много места для ног. Четырнадцатый ряд имеет самые главные преимущества перед другими местами: откидывающиеся спинки кресел и увеличенный проход между рядами.

Второй вариант комплектации салона идентичен первому, но здесь нумерация сдвинута на единицу и нет рядов с двумя креслами. Поэтому аналогично предыдущему описанию здесь удобны будут места на четвертом, двенадцатом и тринадцатом ряду.

Надеемся, что после прочтения нашей статьи вы сможете легко зарегистрироваться на рейс посредством интернета и выбрать самые комфортные места для себя и своей семьи. Приятного вам полета и мягкой посадки!

Лекция 1

Основными частями самолета являются крыло, фюзеляж, оперение, шасси и силовая установка.

Крыло – несущая поверхность самолета, предназначенная для создания аэродинами­ческой подъемной силы.

Фюзеляж – основная часть конструкции самолета, служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов.

Оперение – несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости.

Шасси – система опор самолета, служащая для взлета, посадки, передвижения и стоянки на земле, палубе корабля или на воде.

Силовая установка, основным элементом которой является двигатель, служит для создания тяги.

Кроме этих основных частей самолет имеет большое количество различного оборудования. На нем устанавливаются системы основного управления (управления рулевыми поверхностями: элеронами, рулями высоты и направления), вспомогательного управления (управление механизацией, уборкой и выпуском шасси, створками люков, агрегатами оборудования и т.п.), гидро- и пневмооборудование, электрооборудование, высотное, защитное оборудование и др.

Летные, геометрические и весовые характеристики, общая компоновка, применяемое оборудование, а также конструкция отдельных частей во многом определяются назначением самолета.

Классификация самолётов по схеме

Классификация самолетов по схеме производится с учетом взаимного расположения, формы, количества и типа отдельных составляющих самолет агрегатов.

Схема самолета определяется следующими признаками:

1) количеством и расположением крыльев;

2) типом фюзеляжа;

3) расположением оперения;

4) типом шасси;

5) типом, количеством и расположением двигателей.

Полностью охарактеризовать схему самолета можно лишь на основании всех этих пяти признаков. Классификация же лишь по одному или нескольким из них не может дать полного представления о схеме.

По количеству крыльев все самолеты делятся на бипланы (рис.1, а) и монопланы, а последние в зависимости от взаимного расположения крыла и фюзеляжа – на низкопланы (рис. 1, б), среднепланы (рис.1, в) и высокопланы (рис.1, г).

Рис. 1. Схемы самолетов по количеству и расположению крыльев

По типу фюзеляжа самолеты делятся на однофюзеляжные (рис.2,а) и двухбалочные (рис. 2, б).

Рис.2 Схемы самолетов по типу фюзеляжа.

Расположение оперения на самолете в значительной степени определяет так называемую аэродинамическую схему самолета, зависящую от количества и взаимного расположения его несущих поверхностей.

По этому признаку современные самолеты-монопланы делятся на три схемы: схему нормальную или классическую (рис.3, а), схему с передним расположением горизонтального оперения – схему типа «утка» (рис.3, б) и схему без горизонтального опе­ре­­­ния – схему «бесхвостка» (рис.3, в). Очень тяжелые бесхвостые самолеты могут быть выполнены по схеме «летающее крыло» (рис.3, г).



Рис. 3. Схемы самолетов по расположению оперения

В зависимости от условий взлета и посадки самолеты могут иметь шасси колесное (рис. 4, а), лыжное (рис. 4, б), поплавковое (рис. 4, в). У гидросамолетов фюзеляж может выполнять функции и лодки (рис. 4, г). Встречаются смешанные схемы: колесно-лыжное шасси, лодка-амфибия.

Рис. 4. Схемы самолетов по типу шасси

В качестве основных двигателей на современных самолетах применяются поршневые и газотурбинные двигатели. Наибольшее распространение в настоящее время получили газотурбинные двигатели, которые, в свою очередь, делятся на турбовинтовые, турбовентиляторные, турбореактивные, турбореактивные с форсажем и турбореактивные двухконтурные.
Выбор типа двигателей, их количества и расположения определяется в значительной степени назначением самолета и оказывает существенное влияние на его схему. На рис. 5 показаны типовые схемы расположения двигателей на самолете.

Рис.5. Типовые схемы расположения двигателей на самолете:
а, б – в фюзеляже; в – на хвостовой части фюзеляжа; г, д, е – на крыле.

Изобретение самолета позволило не только осуществить древнейшую мечту человечества - покорить небо, но и создать самый быстрый вид транспорта. В отличие от воздушных шаров и дирижаблей, самолеты мало зависят от капризов погоды, способны преодолевать большие расстояния на высокой скорости. Составные части самолета состоят из следующих конструктивных групп: крыла, фюзеляжа, оперения, взлетно-посадочных устройств, силовой установки, управляющих систем, различного оборудования.

Принцип действия

Самолет - летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха, оборудованный силовой установкой. При помощи этой важнейшей части самолета создается необходимая для осуществления полета тяга - действующая (движущая) сила, которую развивает на земле или в полете мотор (воздушный винт или реактивный двигатель). Если винт расположен перед двигателем, он называется тянущим, а если сзади - толкающим. Таким образом, двигатель создает поступательное движение самолета относительно окружающей среды (воздуха). Соответственно, относительно воздуха движется и крыло, которое создает подъемную силу в результате этого поступательного движения. Поэтому аппарат может держаться в воздухе только при наличии определенной скорости полета.

Как называются части самолета

Корпус состоит из следующих основных частей:

  • Фюзеляж - это главный корпус самолета, связывающий в единое целое крылья (крыло), оперения, силовую систему, шасси и другие составляющие. В фюзеляже размещаются экипаж, пассажиры (в гражданской авиации), оборудование, полезная нагрузка. Также может размещаться (не всегда) топливо, шасси, моторы и т. д.
  • Двигатели используются для приведения в движение ЛА.
  • Крыло - рабочая поверхность, призванная создавать подъемную силу.
  • Вертикальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно вертикальной оси.
  • Горизонтальное оперение предназначено для управляемости, балансировки и путевой устойчивости самолета относительно горизонтальной оси.

Крылья и фюзеляж

Основная часть конструкции самолета - крыло. Оно создает условия для выполнения главного требования для возможности полета - наличие подъемной силы. Крыло крепится к корпусу (фюзеляжу), который может иметь ту или иную форму, но по возможности с минимальным аэродинамическим сопротивлением. Для этого ему предоставляют удобно обтекаемую каплеобразную форму.

Передняя часть самолета служит для размещения кабины пилотов и радиолокационных систем. В задней части находится так называемое хвостовое оперение. Оно служит для обеспечения управляемости во время полета.

Конструкция оперения

Рассмотрим среднестатистический самолет, хвостовая часть которого выполнена по классической схеме, характерной для большинства военных и гражданских моделей. В этом случае горизонтальное оперение будет включать неподвижную часть - стабилизатор (от латинского Stabilis, устойчивый) и подвижную - руль высоты.

Стабилизатор служит для придания устойчивости ЛА относительно поперечной оси. Если нос летательного аппарата опустится, то, соответственно, хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением поднимется вверх. В этом случае давление воздуха на верхней поверхности стабилизатора увеличится. Создаваемое давление вернет стабилизатор (соответственно, и фюзеляж) в исходное положение. При подъеме носа фюзеляжа вверх давление потока воздуха увеличится на нижней поверхности стабилизатора, и он снова вернется в исходное положение. Таким образом, обеспечивается автоматическая (без вмешательства пилота) устойчивость ЛА в его продольной плоскости относительно поперечной оси.

Задняя часть самолета также включает вертикальное оперение. Аналогично горизонтальному, оно состоит из неподвижной части - киля, и подвижной - руля направления. Киль придает устойчивость движения самолету относительно его вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Принцип действия киля подобен действию стабилизатора - при отклонении носа влево киль отклоняется вправо, давление на его правой плоскости увеличивается и возвращает киль (и весь фюзеляж) в прежнее положение.

Таким образом, относительно двух осей устойчивость полета обеспечивается оперением. Но осталась еще одна ось - продольная. Для предоставления автоматической устойчивости движения относительно этой оси (в поперечной плоскости) консоли крыла планера размещают не горизонтально, а под некоторым углом относительно друг друга так, что концы консолей отклонены вверх. Такое размещение напоминает букву «V».

Системы управления

Рулевые поверхности - важные части самолета, предназначенные для управления К ним относятся элероны, рули направления и высоты. Управление обеспечивается относительно тех же трех осей в тех же трех плоскостях.

Руль высоты - это подвижная задняя часть стабилизатора. Если стабилизатор состоит из двух консолей, то соответственно есть и два руля высоты, которые отклоняются вниз или вверх, оба синхронно. С его помощью пилот может менять высоту полета летательного аппарата.

Руль направления - это подвижная задняя часть киля. При его отклонены в ту или иную сторону на нем возникает аэродинамическая сила, которая вращает самолет относительно вертикальной оси, проходящей через центр масс, в противоположную сторону от направления отклонения руля. Вращение происходит до тех пор, пока пилот не вернет руль в нейтральное (не отклоненное положение), и ЛА будет осуществлять движение уже в новом направлении.

Элероны (от франц. Aile, крыло) - основные части самолета, представляющие собой подвижные части консолей крыла. Служат для управления самолетом относительно продольной оси (в поперечной плоскости). Так как консолей крыла две, то и элеронов также два. Они работают синхронно, но, в отличие от рулей высоты, отклоняются не в одну сторону, а в разные. Если один элерон отклоняется вверх, то другой вниз. На консоли крыла, где элерон отклонен вверх, подъемная сила уменьшается, а где вниз - увеличивается. И фюзеляж ЛА вращается в сторону поднятого элерона.

Двигатели

Все самолеты оснащаются силовой установкой, позволяющей развить скорость, и, следовательно, обеспечить возникновение подъемной силы. Двигатели могут размещаться в задней части самолета (характерно для реактивных ЛА), спереди (легкомоторные аппараты) и на крыльях (гражданские самолеты, транспортники, бомбардировщики).

Они подразделяются на:

  • Реактивные - турбореактивные, пульсирующие, двухконтурные, прямоточные.
  • Винтовые - поршневые (винтомоторные), турбовинтовые.
  • Ракетные - жидкостные, твердотопливные.

Прочие системы

Безусловно, другие части самолета также важны. Шасси позволяют взлетать и садиться с оборудованных аэродромов. Существуют самолеты-амфибии, где вместо шасси используются специальные поплавки - они позволяют осуществлять взлет и посадку в любом месте, где есть водоем (море, река, озеро). Известны модели легкомоторных самолетов, оснащенных лыжами, для эксплуатации в районах с устойчивым снежным покровом.

Напичканы электронным оборудованием, устройствами связи и передачи информации. В военной авиации используются сложные системы вооружения, обнаружения целей и подавления сигналов.

Классификация

По назначению самолеты делятся на две большие группы: гражданские и военные. Основные части пассажирского самолета отличаются наличием оборудованного салона для пассажиров, занимающего большую часть фюзеляжа. Отличительной чертой являются иллюминаторы по бокам корпуса.

Гражданские самолеты подразделяются на:

  • Пассажирские - местных авиалиний, магистральные ближние (дальность меньше 2000 км), средние (дальность меньше 4000 км), дальние (дальность меньше 9000 км) и межконтинентальные (дальность более 11 000 км).
  • Грузовые - легкие (масса груза до 10 т), средние (масса груза до 40 т) и тяжелые (масса груза более 40 т).
  • Специального назначения - санитарные, сельскохозяйственные, разведывательные (ледовая разведка, рыборазведка), противопожарные, для аэрофотосъемки.
  • Учебные.

В отличие от гражданских моделей, части военного самолета не имеют комфортабельного салона с иллюминаторами. Основную часть фюзеляжа занимают системы вооружения, оборудование для разведки, связи, двигатели и другие агрегаты.

По назначению современные военные самолеты (учитывая боевые задачи, которые они выполняют), можно разделить на следующие типы: истребители, штурмовики, бомбардировщики (ракетоносцы), разведчики, военно-транспортные, специальные и вспомогательного назначения.

Устройство самолетов

Устройство летательных аппаратов зависит от аэродинамической схемы, по которой они выполнены. Аэродинамическая схема характеризуется количеством основных элементов и расположением несущих поверхностей. Если носовая часть самолета у большинства моделей похожа, то расположение и геометрия крыльев и хвостовой части могут сильно разниться.

Различают следующие схемы устройства ЛА:

  • «Классическая».
  • «Летающее крыло».
  • «Утка».
  • «Бесхвостка».
  • «Тандем».
  • Конвертируемая схема.
  • Комбинированная схема.

Самолеты, выполненные по классической схеме

Рассмотрим основные части самолета и их назначение. Классическая (нормальная) компоновка узлов и агрегатов характерна для большинства аппаратов мира, будь-то военных либо гражданских. Главный элемент - крыло - работает в чистом невозмущенном потоке, который плавно обтекает крыло и создает определенную подъемную силу.

Носовая часть самолета является сокращенной, что приводит к уменьшению требуемой площади (а следовательно, и массы) вертикального оперения. Это потому, что носовая часть фюзеляжа вызывает дестабилизирующий путевой момент относительно вертикальной оси самолета. Сокращение носовой части фюзеляжа улучшает обзор передней полусферы.

Недостатками нормальной схемы являются:

  • Работа горизонтального оперения (ГО) в скошенном и возмущенном крылом потоке значительно снижает его эффективность, что вызывает необходимость применения оперения большей площади (а, следовательно, и массы).
  • Для обеспечения устойчивости полета вертикальное оперение (ВО) должно создавать негативную подъемную силу, то есть направленную вниз. Это снижает суммарный КПД самолета: из величины подъемной силы, которую создает крыло, надо отнять силу, которая создается на ГО. Для нейтрализации этого явления следует применять крыло увеличенной площади (а, следовательно, и массы).

Устройство самолета по схеме «утка»

При данной конструкции основные части самолета размещаются иначе, чем в «классических» моделях. Прежде всего, изменения коснулись компановки горизонтального оперения. Оно располагается перед крылом. По этой схеме построили свой ​​первый самолет братья Райт.

Преимущества:

  • Вертикальное оперение работает в невозмущенном потоке, что повышает его эффективность.
  • Для обеспечения устойчивости полета оперение создает положительную подъемную силу, то есть она добавляется к подъемной силе крыла. Это позволяет уменьшить его площадь и, соответственно, массу.
  • Естественная «противоштопорная» защита: возможность перевода крыльев на закритические углы атаки для «уток» исключена. Стабилизатор устанавливается так, что он получает больший угол атаки по сравнению с крылом.
  • Перемещение фокуса самолета назад при увеличении скорости при схеме «утка» происходит в меньшей степени, чем при классической компоновке. Это приводит к меньшим изменениям степени продольной статической устойчивости самолета, в свою очередь, упрощает характеристики его управления.

Недостатки схемы «утка»:

  • При срыве потока на оперениях происходит не только выход самолета на меньшие углы атаки, но и его «проседания» вследствие уменьшения его общей подъемной силы. Это особенно опасно в режимах взлета и посадки из-за близости земли.
  • Наличие в носовой части фюзеляжа механизмов оперения ухудшает обзор нижней полусферы.
  • Для уменьшения площади переднего ГО длина носовой части фюзеляжа делается значительной. Это приводит к увеличению дестабилизирующего момента относительно вертикальной оси, и, соответственно, к увеличению площади и массы конструкции.

Самолеты, выполненные по схеме «бесхвостка»

В моделях данного типа нет важной, привычной части самолета. Фото летательных аппаратов «бесхвосток» («Конкорд», «Мираж», «Вулкан») показывает, что у них отсутствует горизонтальное оперение. Основными преимуществами такой схемы являются:

  • Уменьшение лобового аэродинамического сопротивления, что особенно важно для самолетов с большой скоростью, в частности, крейсерской. При этом уменьшаются затраты топлива.
  • Большая жесткость крыла на кручение, что улучшает его характеристики аэроупругости, достигаются высокие характеристики маневренности.

Недостатки:

  • Для балансировки на некоторых режимах полета часть средств механизации задней кромки и рулевых поверхностей надо отклонять вверх, что уменьшает общую подъемную силу самолета.
  • Совмещение органов управления ЛА относительно горизонтальной и продольной осей (вследствие отсутствия руля высоты) ухудшает характеристики его управляемости. Отсутствие специализированного оперения заставляет рулевые поверхности находятся на задней кромке крыла, выполнять (при необходимости) обязанности и элеронов, и рулей высоты. Эти рулевые поверхности называются элевоны.
  • Использование части средств механизации для балансировки самолета ухудшает его взлетно-посадочные характеристики.

«Летающее крыло»

При данной схеме фактически нет такой части самолета, как фюзеляж. Все объемы, необходимые для размещения экипажа, полезной нагрузки, двигателей, топлива, оборудования находятся в середине крыла. Такая схема имеет следующие преимущества:

  • Наименьшее аэродинамическое сопротивление.
  • Наименьшая масса конструкции. В этом случае вся масса приходится на крыло.
  • Так как продольные размеры самолета небольшие (из-за отсутствия фюзеляжа), дестабилизирующий момент относительно его вертикальной оси является незначительным. Это позволяет конструкторам либо существенно уменьшить площадь ВО, либо вообще отказаться от него (у птиц, как известно, вертикальное оперение отсутствует).

К недостаткам относится сложность обеспечения устойчивости полета ЛА.

«Тандем»

Схема «тандем», когда два крыла располагаются один за другим, применяется нечасто. Такое решение используется для увеличения площади крыла при тех же значениях его размаха и длины фюзеляжа. Это уменьшает удельную нагрузку на крыло. Недостатками такой схемы является большое увеличение момента инерции, особенно в отношении поперечной оси самолета. Кроме того, при увеличении скорости полета изменяются характеристики продольной балансировки самолета. Рулевые поверхности на таких самолетах могут располагаться как непосредственно на крыльях, так и на оперении.

Комбинированная схема

В этом случае составные части самолета могут комбинироваться с использованием различных конструкционных схем. Например, горизонтальное оперение предусмотрено и в носовой, и в хвостовой части фюзеляжа. На них может быть использовано так называемое непосредственное управление подъемной силой.

При этом носовое горизонтальное оперение совместно с закрылками создают дополнительную подъемную силу. Момент тангажа, который возникает в этом случае, будет направлен на увеличение угла атаки (нос самолета поднимается). Для парирования этого момента хвостовое оперение должно создать момент на уменьшение угла атаки (нос самолета опускается). Для этого сила на хвостовую часть должна быть направлена ​​также вверх. То есть происходит приращение подъемной силы на носовом ГО, на крыле и на хвостовом ГО (а следовательно, и на всем самолете) без поворота его в продольной плоскости. В этом случае самолет просто поднимается без всякой эволюции относительно своего центра масс. И наоборот, при такой аэродинамической компоновке самолета он может осуществлять эволюции относительно центра масс в продольной плоскости без изменения траектории своего полета.

Возможность осуществлять такие маневры значительно улучшают тактико-технические характеристики маневренных самолетов. Особенно в сочетании с системой непосредственного управления боковой силой, для осуществления которой самолет должен иметь не только хвостовое, а еще и носовое продольное оперение.

Конвертируемая схема

Построенного по конвертируемой схеме, отличается наличием дестабилизатора в носовой части фюзеляжа. Функцией дестабилизаторов является уменьшение в определенных пределах, а то и полное исключение смещения назад аэродинамического фокуса самолета на сверхзвуковых режимах полета. Это увеличивает маневренные характеристики ЛА (что важно для истребителя) и увеличивает дальность или уменьшает расход топлива (это важно для сверхзвукового пассажирского самолета).

Дестабилизаторы могут также использоваться на режимах взлета/посадки для компенсации момента пикирования, который вызывается отклонением взлетно-посадочной механизации (закрылков, щитков) или носовой части фюзеляжа. На дозвуковых режимах полета дестабилизатор скрывается в середине фюзеляжа или устанавливается в режим работы флюгера (свободно ориентируется по потоку).

Лабораторная работа № 4. Устройство самолёта

4.1. Общее устройство самолёта

Современный воздушный лайнер - это сложная система, для создания которой использованы новейшие достижения строительной механики, высоких технологий, радиоэлектроники, кибернетики. Поэтому сначала лучше познакомиться с устройством более простой машины - одноместного спортивного самолёта (рис. 2) типа моноплан, т.е. с одним крылом.

Основа конструкции - фюзеляж, или корпус, который соединяет все части машины. В его тесных отсеках помешается оборудование: радиостанция, аккумуляторы, пилотажно-навигационные приборы, часто - баки для горючего и смазки.

В полёте подъёмную силу, поддерживающую машину в воздухе, создаёт крыло. У крыла нижняя поверхность плоская, а верхняя выпуклая, поэтому воздух обтекает верхнюю поверхность с большей скоростью, чем нижнюю. Над крылом возникает область пониженного давления, которая «тянет» крыло, а вместе с ним и весь самолёт вверх. Так возникает подъёмная сила. Собирают крыло (рис. 1) из лонжеронов 5 (основных продольных несущих балок), стрингеров 6 (продольных элементов), нервюр 7 (поперечных элементов) и обшивки.

Рис. 1. Схема крыла:
1 - элерон; 2 - двухщелевой закрылок; 3 - тормозной щиток;
4 - узлы крепления крыла; 5 - лонжерон; 6 - стрингер; 7 - нервюра;
8 - предкрылок; 9 - обшивка

К нижней части фюзеляжа (см. рис. 2) крепится центроплан 2 (средняя часть крыла), а уже к центроплану - правая и левая консоли 3 (отъёмные части крыла), или несущие плоскости. Крыло обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси самолёта (например, у самолётов вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах).

На задней кромке крыла находятся элероны 4 - небольшие подвижные плоскости, с помощью которых лётчик регулирует крен машины (поэтому элероны иногда называют рулями крена). Если ручку управления перевести влево, левый элерон поднимется, правый опустится, и самолёт накренится влево. Если ручку перевести вправо, правый элерон поднимется, левый опустится, и машина накренится вправо.

На крыле (см. рис. 1) расположены щитки 3 и закрылки 2. Это отклоняющиеся вниз поверхности, которые предназначены для повышения устойчивости и управляемости машины во время взлёта и приземления. При взлёте их выпускают на небольшой угол, а при посадке (чтобы уменьшить скорость) - полностью.

Воздушный винт 6 (рис. 2), или пропеллер (англ. propeller, от лат. propello - «гоню», «толкаю вперёд»), вращается двигателем самолёта. Винт захватывает воздух и отбрасывает его назад, создавая тягу, толкающую машину вперёд. На крыле при движении возникает подъёмная сила. Число оборотов двигателя пилот регулирует в зависимости от режима полёта.

В хвостовой части фюзеляжа размешаются киль 7, руль поворота 9, стабилизатор 8 и руль высоты 10. Все вместе эти элементы составляют хвостовое оперение . Оно нужно, чтобы самолёт был устойчив в полёте - не клевал носом, не заваливался вправо-влево, не проседал на хвост. В известной степени хвостовое оперение можно сравнить с весами. Положил в нужный момент нужную гирьку - и чаши весов уравновесились. Только у лётчика такими «гирями» служат рули, с помощью которых он изменяет величину аэродинамических сил, воздействующих на оперение.

Руль поворота отклоняют ножными педалями. «Дал правую ногу» - руль отклонился вправо, и самолёт развернулся в ту же сторону. «Дал левую ногу» - самолёт повернул влево.

Руль высоты иногда ещё называют рулём глубины. Когда ручка управления «взята на себя», руль отклоняется вверх, и самолёт задирает нос. Если же «отдана от себя», руль отклонён вниз, и самолёт опускается. Крутой спуск называется пикированием, пологий - планированием.

На элеронах, руле высоты и руле поворота у большинства самолётов расположены маленькие отклоняемые плоскости, именуемые триммерами (см. рис. 3). Триммер применяется на установившихся режимах полёта для удержания рулей в отклоненном состоянии длительное время.

Рис. 2. Конструкция спортивного самолёта:
1 - фюзеляж; 2 - центроплан; 3 - крыло; 4 - элерон; 5 - мотор;
6 - воздушный винт; 7 - киль; 8 - стабилизатор;
9 - руль поворота; 10 - руль высоты; 11 - кабина;
12 - шасси; 13 - кабина в разрезе с приборным щитком

Сами органы управления (ручка, педали, рычаг управления двигателем) и приборы находятся в кабине лётчика. Сверху кабина закрыта откидывающимся прозрачным колпаком, который принято называть фонарём .

И наконец, самолёт не может обойтись без шасси (фр. chassis, от лат. capsa - «ящик»): на нём самолёт разбегается при взлёте, катится после приземления, передвигается по аэродрому. В полёте шасси создаёт аэродинамическое сопротивление – снижает скорость. Поэтому практически все современные самолёты строят с убирающимся шасси. В воздухе колёса и стойки втягиваются в особые отсеки - купола, расположенные внутри фюзеляжа или центроплана, иногда - крыла (см. рис. 5). Вес конструкции шасси составляет около 4 – 7 % веса самолёта.

Все элементы спортивного самолёта, представленные на рисунке, есть и в воздушных лайнерах (рис. 5), и на современных истребителях (рис. 3). Это основные элементы устройства любого самолёта. Правда, на многих современных больших машинах нет воздушного винта, поскольку на них используются турбореактивные двигатели (будут изучаться в лабораторной работе № 5).

Рис. 3. Схема самолёта МиГ-15

Рис. 4. Катапультное кресло

Рис. 5. Турбореактивный пассажирский самолёт:

фюзеляж : 1 - фюзеляж; 2 - обтекатель радиолокатора; 3 - фонарь кабины экипажа;

крыло : 4 - центроплан; 5 - отъёмная часть крыла (ОЧК); 6 - предкрылки; 7 - элерон;

8 - триммер элерона; 9 - закрылки; 10 - щитки;

вертикальное оперение : 11 - киль; 12 - руль поворота; 13 - триммер руля поворота;

горизонтальное оперение : 14 - стабилизатор; 15 - руль высоты;

16 - триммер руля высоты;

шасси : 17 - передняя стойка шасси; 18 - основная стойка шасси;

силовая установка : 19 - двигатели; 20 - воздухозаборник

Итак, подведем итог. Основными частями конструкции самолёта являются:

Крыло создаёт подъёмную силу при движении самолёта. На крыле устанавливаются элерон ы (рули крена) и элементы механизации крыла (предкрылки, закрылки, щитки).

Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно фюзеляж связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку.

Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения самолёта по аэродрому. На самолётах могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у самолётов повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. Самолёты с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции.

Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолёта в полёте.

4.2. Классификации самолётов

1. По назначению.

По назначению различают гражданские и военные самолёты.

К гражданским самолётам относятся:

Транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые),

Спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности, высоты, дальности полёта и т.п.), учебно-тренировочные,

Туристические,

Административные,

Сельскохозяйственные,

Специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые),

Экспериментальные.

Рис. 6. Классификация пассажирских самолётов

Военные самолёты предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач. Они подразделяются на:

Истребители – для ведения воздушного боя,

Бомбардировщики – для разрушения объектов в тылу противника и для бомбардировки войск и укреплений,

Разведчики,

Транспортные,

Самолёты связи,

Санитарные.

2. По конструкции.

В основу классификации самолётов по конструкции положены внешние признаки:

Число и расположение крыльев,

Форма и расположение оперения,

Расположение двигателей,

Тип шасси,

Тип фюзеляжа.

Схематично классификация самолётов по конструкции показана на рис. 7.

Рис. 7. Основные типы самолётов

В зависимости от числа крыльев различают:

Амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси).

По типу двигателей различают самолёты:

Винтомоторные,

Турбовинтовые,

Турбореактивные.

При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают:

Аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями,

Разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей,

Сложность устройства воздухозаборников,

Возможность обслуживания и замены двигателей,

Уровень шума в пассажирском салоне и т.п.

В зависимости от скорости полёта различают самолёты:

Дозвуковые (скорость самолёта соответствует числу Маха М < 1),

Сверхзвуковые (1 ≤ М < 5),

И гиперзвуковые (М ≥ 5),

Число Маха

М = V /a ,

где V – скорость набегающего потока (или скорость тела в потоке);

а – скорость звука в данном потоке.

Силовая установка самолёта состоит из:

Авиационных двигателей,

Различных систем и устройств:

Воздушных винтов,

Пожарного оборудования,

Топливной системы,

Систем запуска, смазки,

Систем всасывания воздуха, изменения направления тяги и др.

4.3. Системы управления и оборудование самолёта

Системы управления самолёта разделяются на:

Основные – системы управления воздушными рулями (руль высоты, руль поворота, элерон – руль крена),

Вспомогательные – системы управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п.

Управление самолётом производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться автопилот ы и бортовые вычислители; управление делается двойным.

В системах управления самолётов для уменьшения усилий по отклонению рулей применяют гидравлические, пневматические или электрические усилители (называемые бустерами), а также устройства сервокомпенсации (т.е. вспомогательные поверхности относительно небольшой площади, размещаемые обычно на задней кромке основного воздушного руля; они отклоняются в сторону, противоположную отклонению воздушного руля; например, триммеры).

Управление самолётом в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на самолётах вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями (которые по конструкции разнообразны: от пластин, изменяющих направление тяги газового потока, до сложного соплового аппарата).

Оборудование самолёта включает:

Приборное, радио- и электрооборудование,

Противообледенительные устройства,

Высотное, бытовое и специальное оборудование,

Для военных самолётов – также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и

бронирование.

Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на:

Пилотажно-навигационное (вариометр ы, авиагоризонт ы, компас ы, автопилоты и т. п.),

Для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.),

Вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.).

Электрооборудование самолёта обеспечивает работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя:

Средства радиосвязи и радионавигации,

Радиолокационное оборудование,

Системы автоматического взлёта и посадки.

Высотное оборудование служит для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.).

Бытовое оборудование обеспечивает удобство размещения пассажиров и экипажа, их комфорт.

К специальному оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции самолёта, аэрофотосъёмки, оборудование для перевозки больных и раненых и т. п.

4.4. Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и

самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП).

Увеличение скоростей полёта самолётов приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП.

СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600-800 км/ч) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600-650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается:

* применением мощной механизации крыла,

* управлением пограничным слоем (слой газа, образующийся у поверхности обтекаемого твёрдого тела и имеющий скорость течения много меньшую, чем скорость набегающего на тело потока),

* использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке,

* отклонением вектора тяги маршевых (т.е. основных) двигателей.

Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются специальными подъёмными двигателями, либо отклонением реактивных сопел, либо поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных.

Типовые схемы СВВП показаны на рис. 9.

Рис. 9. Самолёты вертикального взлёта и посадки

Контрольные вопросы

1. Назвать и кратко охарактеризовать основные части конструкции самолёта.

2. Рассказать про силовую конструкцию крыла (рис.1).

3. Рассказать про элементы системы управления, расположенные на крыле (рис. 1 и 5).

4. Рассказать про хвостовое оперение самолёта (рис. 3 и 5).

5. Рассказать, какие бывают самолёты по типу (рис. 8) и расположению оперения.

6. Рассказать, как крепится крыло к фюзеляжу (с помощью чего – показать на рис. 3 и 5 и про подвижность).

7. Какие бывают самолёты по числу и расположению крыльев?

8. Рассказать про фюзеляж самолёта (назначение, что находится внутри, что такое фонарь).

9. Рассказать какие бывают самолёты по типу двигателей и что учитывают при выборе места установки, числа и типа двигателей.

10. Рассказать какие бывают самолёты по способу расположения двигателей.

11. Рассказать про шасси самолёта (назначение, вес, где находится во время полёта).

12. Рассказать какие бывают самолёты по типу шасси.

13. Рассказать про назначение и классификацию гражданских самолётов.

14. Рассказать про назначение и виды военных самолётов.

15. Назвать, какие существуют классификации самолётов по конструкции. Про одну из классификаций (по заданию преподавателя) рассказать подробнее.

16. Записать и пояснить формулу числа Маха. Какие бывают самолёты в зависимости от скорости полёта?

17. Охарактеризовать систему управления самолёта (виды, как экипаж воздействует на нее, что устанавливается для повышения безопасности полёта)?

18. Что применяют для уменьшения усилий по отклонению рулей самолёта? Рассказать, когда воздушные рули неэффективны, и что делают в этом случае?

19. Перечислить оборудование, имеющееся на самолёте.

20. Рассказать про приборное, высотное и бытовое оборудование.

21. Рассказать про специальное и электрооборудование.

22. Рассказать про СВВП и СКВП. Почему в настоящее время к ним проявляется высокий интерес?

23. Рассказать про типовые схемы СВВП (рис. 9).

24. Рассказать назначение и принцип действия катапультного кресла, схему катапультирования лётчика.

25. Рассказать конструкцию самолёта по рис. 3.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!