На что можно рассчитывать при задержке рейса. В результате длительной задержки время отдыха на курорте сократилось. Кому туристы должны адресовать претензию? Как борются с задержками авиакомпании

Задержка рейса - неприятная, но относительно частая ситуация, которая может случиться уже в самом начале путешествия. Причины довольно разнообразны: плохие погодные условия, технические неполадки в самолете, большая загрузка воздушного пространства аэропорта, внутренние проблемы авиакомпании и т.д. Независимо от того, что послужило причиной задержки рейса самолета, не нужно пугаться или приходить в замешательство. Ниже мы рассмотрим что делать, если задержали ваш рейс.

Права пассажира при задержке рейса

Летите ли вы чартерным или регулярным рейсом, крупным авиаперевозчиком или же , - права пассажира при задержке рейса одинаковы.

Нужно помнить, что все вопросы во время задержки рейса необходимо решать с представителями авиакомпании, а не со службами аэропорта. В свою очередь, в случае возникновения проблем с вылетом в установленное время, авиакомпания обязана незамедлительно уведомить вас о причинах и сроках задержки рейса самолета.

Куда обращаться?

К сожалению, когда дело доходит до соблюдения всех прав пассажиров, авиакомпании далеко не всегда демонстрируют свою проактивность, поэтому вы должны сами знать все правила и не стесняться напоминать о них представителям перевозчика в аэропорту.

Где найти представителя авиакомпании? Нужный человек может находиться на стойке регистрации вашего рейса, в офисе продаж вашей авиакомпании в аэропорту или же у самого выхода на посадку. Если поиски не увенчались успехом, смело звоните по телефону авиакомпании, указанному на вашем билете.

Следите за часами

  • Cемьям с маленькими пассажирами до 7 лет полагается доступ в оборудованную и комфортную комнату матери и ребенка, даже если задержка рейса незначительна по времени.
  • При 2-часовой задержке рейса самолета, вы можете сделать 2 бесплатных звонка или отправить 2 e-mail письма. Кроме того, в вашем распоряжении должен быть доступ к прохладительным напиткам.
  • Задержка рейса свыше 4 часов уже подразумевает предоставление авиакомпанией горячего питания. Обычно это талон на определенную сумму для заказа еды в одном из ресторанов аэропорта. Этот сервис вы должны получать каждые 6 часов в дневное и каждые 8 часов в ночное время суток.
  • Если время задержки рейса достигло 8 часов (или 6 часов в ночное время), авиакомпания обязана поселить вас в отеле, организовать транспорт туда и обратно, а также предоставить бесплатное размещение багажа в камере хранения аэропорта. Если по каким-то причинам вас не устраивают условия размещения в гостинице (например, недопустимо проживание в одном номере незнакомых друг другу людей), вы можете самостоятельно найти номер в гостинице, не забывая сохранять все документы, подтверждающие личные траты. Это поможет позже потребовать компенсации за задержку рейса самолета.

Подача претензии и компенсация за задержку рейса самолета

Задержки самолетов не приятны не только незапланированным ожиданием, но и могут повлечь за собой определенные убытки: пропущенная бизнес-встреча, опоздание на стыковочный рейс другой авиакомпании, оплаченная, но не использованная бронь в отеле. В таком случае любой пострадавший имеет право подать претензию по задержке рейса и получить компенсацию. Однако следует учитывать, что это правило действует лишь тогда, когда задержка рейса возникла по вине самой авиакомпании. Например, плохие погодные условия или чрезмерная загруженность аэропорта не будут причиной для требования компенсации.

Для того, чтобы грамотно составить претензию, вам нужно собрать как можно больше документов, подтверждающих факт задержки самолета. Сразу же после объявления задержи, попросите представителей компании сделать об этом отметку на вашем билете, а при посадке в самолет - фактическое время вылета. Сохраняйте все чеки, свидетельствующие о ваших личных тратах за время задержки рейса.

Для получения компенсации за задержку рейса самолета претензию со всеми приложенными доказательствами необходимо подать в авиакомпанию в течение 6 месяцев после прилета. Если ответа нет в течение 30 дней, можете незамедлительно обращаться в суд.

Размер компенсации составляет 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости вашего авиабилета.

Теперь вы знаете все о том, что нужно делать, если задержали рейс. Желаем вам приятных путешествий!

Все мы время от времени сталкиваемся с отменой или задержкой авиарейсов. Особенно сложная ситуация возникает при перелетах родителей с детьми. Как вести себя в подобных случаях и что надо предпринять в первую очередь? Подробнее о законодательных нюансах, правилах перевозок и правах пассажиров в России, ЕС и США рассказывает юрист национальной юридической службы АМУЛЕКС Ольга Рябых.

Итак, произошла отмена или задержка рейса. В первую очередь необходимо оперативно установить, кто виноват в сложившейся ситуации. Для этого пассажиру необходимо обратиться за разъяснениями к авиаперевозчику.

Ответственность авиакомпании

Вылеты из российских аэропортов регулируются законодательством РФ, которое не зависит от авиакомпании, услугами которой вы воспользовались. Согласно нормам гражданского законодательства РФ (статьи 794 и 795 Гражданского кодекса РФ) авиаперевозчик не будет нести ответственности перед пассажира ми в следующих случаях:

  1. Природные явления стихийного характера (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Причем это правило распространяется на природные явления как в точке вылета, так и в месте прибытия.
  2. Военные действия.
  3. Забастовки.
  4. Объявление карантина на государственном уровне или введение ограничения перевозок на определенных направлениях.
  5. Задержка или отмена рейса связана с устранением неисправности транспортного средства, которая могла угрожать жизни и здоровью пассажиров.

Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании . Вот некоторые примеры:

  1. Нестыковки в расписании.
  2. Неготовность экипажа или борта к выполнению рейса.
  3. Отказ в посадке пассажира на рейс из-за "овербукинга" (такие ситуации, когда билетов продается больше, чем мест в самолете, с расчетом, что часть пассажиров не явится на рейс).
  4. Другие ситуации, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

В зависимости о того, когда произошли перенос или отмена рейса, пассажиру необходимо избрать для себя порядок действий в такой ситуации.

В первую очередь авиакомпания вместе с сообщением об отмене рейса должна предложить вам альтернативный рейс, причем осуществлять его может как ваш изначальный перевозчик, так и сторонний, а даты рейсов могут отличаться от даты вашего рейса или предусматривать пересадку.

Помимо альтернативного перелета, авиакомпания может предложить вам возврат стоимости авиабилета в полном объеме в связи с вынужденным отказом. Такие правила установлены пунктом 227 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее по тексту "Федеральные авиационные правила").

Помните: если вы приобрели один билет на рейс с пересадкой, то можете рассчитывать на возмещение стоимости всего маршрута. Если же билетов было два, и отменили/заменили лишь первый рейс, вернуть получится только сумму за отмененный перелет. Билет за второй перелет придется сдавать согласно тарифу. Если отмена или замена коснулась второй части перелета, и авиакомпания не предоставила альтернативных вариантов, перевозчик обязан вернуть вам деньги за указанный билет и обеспечить бесплатный возврат в Россию.

Что касается билетов "туда и обратно", вернуть их полную стоимость при отмене/замене рейса можно, только если они приобретены одновременно (оба билета на одном бланке).

Возврата денег за билет можно требовать и в случаях, когда предложенный авиаперевозчиком альтернативный вариант перелета вас не устроил.

Вы узнали о отмене/задержке рейса уже в аэропорту

Эта ситуация некомфортна для всех пассажиров, но особенно - для родителей с детьми. Первое, что нужно в таком случае сделать, это не паниковать и обратиться к сотрудникам авиаперевозчика, чтобы уточнить:

  • почему и насколько будет задержан ваш рейс (пп. 73-74 Федеральных авиационных правил);
  • есть ли возможность предоставления вам альтернативного перелета.

Также необходимо получить у представителя авиаперевозчика документа-справки или отметки на вашем билете о состоявшейся отмене/задержке рейса (п.228 Федеральных авиационных правил).

Если вы соглашаетесь дождаться следующего борта, то сможете воспользоваться всеми преимуществами, которыми обладают пассажиры при задержке рейса (ст. 99 Федеральных авиационных правил). На все указанные ниже услуги пассажир может претендовать без взимания платы.

Если ожидание займет более 2 часов , вы можете рассчитывать на:

  • Комнату матери и ребенка, которая предоставляется на одного пассажира с ребенком не старше 7 лет.
  • Два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса.
  • Прохладительные напитки.

Если ожидание займет более 4 часов , вы имеете право на горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Если ожидание займет более 8 часов днем и более 6 часов ночью , вы имеете право на:

  • Бесплатное размещение в гостинице.
  • Трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без дополнительной платы.
  • Бесплатное хранение багажа.

Задержка рейсов "Аэрофлотом" 1-2 декабря: разбираем ситуацию

1-2 декабря 2017 года компания "Аэрофлот" задержала 40 рейсов из Москвы по причине отсутствия разрешения от аэропорта "Шереметьево" на запуск двигателей. Рейсы были задержаны более чем на 2 часа, все пассажиры были не просто в аэропорту, а на борту самолетов. Как отмечают в самой компании, все уже было готово к вылету, командиры экипажей ожидали от "Шереметьево" разрешения на буксировку со стоянки, запуск двигателей и т.д. Как пояснили в компании "Аэрофлот": разрешение на запуск могли дать в любую минуту, поэтому пассажиров не высаживали.

Известно, что пассажиры имели возможность покинуть борт, однако в таком случае пассажир терял бы перелет, поскольку самолет мог улететь в любой момент. В компании добавляют, что пассажиры остальных задержанных рейсов, которые ожидали вылета в терминале, обслуживались согласно авиационным правилам, им предоставлялись ваучеры на напитки и питание.

В такой ситуации рекомендуется не занимать выжидательную позицию, а смело обращаться на стойку авиакомпании за информацией о причинах, возможных сроках задержки вашего вылета и порядке ваших дальнейших действий. Важно помнить: экипаж самолета не может удерживать пассажиров на борту в аэропорту (пункте по маршруту перевозки) при желании пассажира покинуть борт и не продолжать поездку.

Пассажирам, покидающим борт самолета, необходимо заявить о своем отказе от перевозки. При этом отказ, обусловленный нарушениями обязательств перевозчиком - отменой или задержкой рейса, - будет считаться вынужденным (п. 227 Федеральных авиационных правил). Правом на вынужденный отказ от перевозки пассажир может воспользоваться и на борту самолета, если о задержке рейса стало известно только там. В случае вынужденного отказа пассажиру будет возвращена уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).


Компенсация за задержку рейса в РФ

При отмене/задержке рейса вы вправе претендовать на выплату компенсаций, если российская авиакомпания не сможет доказать своей непричастности к этому событию.

В соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 28) в случае вины авиакомпании в отмене/задержке рейса вы вправе потребовать выплаты 3% от стоимости авиабилета за каждый час, а согласно Воздушному кодексу РФ (ст.120 ВК РФ) - 25% МРОТ за каждый час отсрочки, но не более 50% от стоимости билета.

Кроме того, согласно тому же закону "О защите прав потребителей" (п. 2 ст. 13, ст. 15), в случае вины авиаперевозчика в отмене/задержки перелета вы сможете претендовать на возмещение убытков и на компенсацию морального вреда, если в связи с отменой/ задержкой рейса были вынуждены нести дополнительные расходы или вашему ребенку были причинены физические и нравственные страдания.

Действия перевозчиков и пассажиров в случае задержки или отмены рейса на территории Евросоюза определяются регламентом ЕС № 261/2004 (Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004).

Алгоритм действий перевозчика и пассажиров при задержке или отмене рейсов в Евросоюзе практически такой же, как и в России. Первым делом нужно будет обратиться к представителю авиакомпании для получения информации о возможности предоставления альтернативного перелета и получить отметку на билете о том, что рейс был задержан или отменен.

Правила выплат компенсаций распространяются на всех перевозчиков, осуществляющих полеты над территорией Евросоюза либо из аэропортов ЕС в любых других направлениях. Кроме того, авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС, обязаны также предоставлять компенсации в случае перевозок на территорию ЕС из любых других стран. Пассажиры имеют право получить компенсацию вне зависимости от того, являются они гражданами ЕС или нет. Рассчитывать на компенсацию можно, если полет был отменен менее чем за две недели до вылета.

При "овербукинге" в странах Евросоюза, авиакомпания обязана предложить всем "лишним" пассажирам добровольно отказаться от рейса. Всем отказавшимся вернут деньги за билет и предложат компенсацию в размере от 250 до 600 евро с учетом дальности перелета. Кроме того, если не найдется добровольцев, вас могут снять с рейса - с полным возмещением стоимости билета и со всеми компенсациями.

При ожидании перелета вы также будете иметь право на получение от авиакомпании бесплатных услуг:

  • Питание и напитки
  • Проживание в гостинице (если необходимо задержаться)
  • Трансфер между аэропортом и местом проживания
  • Два телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте

В США закон предусматривает возврат денег за билет и/или компенсации, когда пассажир не попал на рейс из-за "овербукинга". В Америке у каждой авиакомпании свои правила, и закон не обязывает перевозчиков предоставлять пассажирам задержанных или отмененных рейсов еду, напитки или телефонные звонки. Также законом не предусмотрен и возврат денег при длительных задержках или отмене, но в большинстве случаев авиакомпания предложит поменять билет на свой ближайший рейс или рейс другой компании. Но если новый билет окажется дороже, разницу в цене придется покрывать за собственный счет.

Что изменит Монреальская конвенция?

Этим летом Россия присоединилась к Монреальской конвенции для унификации правил международных воздушных перевозок (соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации). Таким образом, выплаты за задержку рейса выросли почти в 15 раз - до 344 тыс. рублей с 1 950 рублей за час ожидания. Конвенция распространяется только на международные регулярные и чартерные рейсы.

Конвенция расширяет пределы и размер ответственности перевозчика: компенсации пассажирам или их родственникам привязываются к искусственному платежному средству - правам заимствования (СПЗ), которые рассчитываются на основе нескольких мировых валют (японской иены, евро, доллара и фунта стерлингов). Таким образом, согласно Монреальской конвенции, пассажиру положена компенсация до 4150 СПЗ, или 344 тыс. руб, вместо предыдущих 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета.

Изменения коснулись и перевозки багажа. Теперь в случае уничтожения, повреждения или задержки компенсация будет ограничена суммой 1000 СПЗ (около 83 тыс. рублей). Для сравнения: ранее размер компенсации определялся ст. 119 Воздушного кодекса РФ и не мог превышать 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тыс. рублей за ручную кладь в тех случаях, когда стоимость не может быть точно установлена.

Выросли выплаты и случае гибели пассажира - до 100 тыс. СПЗ, это около 8,3 млн рублей, ранее норма регламентировалась п. 12 ст. 117 Воздушного кодекса, и максимальная сумма составляла 2 млн рублей. Кроме того, пассажиры получили возможность выбрать место предъявления иска к перевозчику - теперь это можно сделать по месту жительства пассажира.

Однако сейчас, как уже указывалось выше, согласно регламенту ЕС 261/2004 за задержку перевозчик выплачивает пассажиру сумму от 250 до 600 евро в зависимости от дальности перелета. Монреальская конвенция не обязывает авиакомпании добровольно выплачивать какую-либо сумму при каждой задержке рейса. В России на настоящий день данные правила Евросоюза не применяются. И даже после ратификации Монреальской конвенции пассажир для получения выплаты будет вынужден обратиться в суд, чтобы доказать размер понесенных убытков и взыскать их с перевозчика.

Как вернуть деньги за билет

Если авиакомпания еще при задержке рейса проигнорировала ваше право на возврат уплаченных денежных средств за авиабилет, не предложила альтернативный перелет и/или не дала никаких разъяснений, то вы можете собрать документы и решить спор в досудебном порядке: в России - в течение 6 месяцев с момента отмены/задержки рейса согласно Воздушному кодексу РФ (ст. 126 ВК РФ), а в странах Европы - от 2 до 6 лет (в зависимости от правил перевозки).

Для разрешения спора с авиакомпанией в досудебном порядке авиаперевозчику необходимо будет вручить претензию, приложив к ней подтверждающие указанные в ней обстоятельства документы: билет с отметкой об отмене или задержке рейса или справку авиакомпании, посадочный талон, квитанции и чеки за питание и проживание во время ожидания, письма и пригласительные, другие документы, подтверждающие расходы на вас и вашего ребенка или причиненный вам и вашему ребенку моральный вред.

Вручить претензию с копией документов можно представителю авиакомпании лично или отправить на адрес авиакомпании заказное письмо с уведомлением.

У перевозчика есть 30 дней, чтобы рассмотреть вашу претензию и дать ответ (ст. 128 ВК РФ). В течение этого времени вам должны быть возвращены уплаченные за билеты денежные средства и перечислены причитающиеся суммы компенсаций.

В странах ЕС деньги за билет будут перечислены на ваш счет в течение 7 дней, как того требует регламент ЕС № 261/2004Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the Council of 11 February 2004.

Памятка для родителей при перелетах с детьми

  1. Собираясь с ребенком в путешествие, всегда берите с собой документы на ребенка, даже если вам не требуется оформлять отдельный авиабилет на него. Подумайте заранее о необходимых на случай отмены/замены авиаперелета вещах.
  2. Получите разъяснения у представителей авиакомпании о причинах отмены/задержке рейса, поставьте отметку на билете или получите соответствующую справку.
  3. Получите дальнейшие инструкции о месте и порядке ожидания следующего рейса.
  4. В зависимости от времени ожидания следующего рейса требуйте бесплатное питание, проживание в гостинице, другие услуги (в РФ и ЕС). Если рейс задержали в США, то вы можете узнать на сайте авиакомпании, какие есть дополнительные услуги для ожидающих рейса пассажиров.
  5. Сообщите сотрудникам авиакомпании о том, что вы ожидаете рейса с ребенком, напомните о своих правах как пассажиров с детьми.
  6. Собирайте все чеки и квитанции за питание и проживание за время вашего вынужденного ожидания, чтобы впоследствии иметь возможность доказать причиненные вам убытки и моральный вред.
  7. Не бойтесь защищать свои права. В случае нарушении ваших прав обращайтесь с претензиями к авиаперевозчику, а в случае отказа в досудебном урегулировании спора - в суд.

Это общие правила поведения родителей с детьми при отмене или задержке перелета, соблюдение которых даст достаточно серьезную гарантию, что путешествие пройдет без эксцессов.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Если возникают подобные ситуации, не поддавайтесь панике, сохраняйте спокойствие, и постарайтесь выяснить причину происшедшей задержки. Важно найти сотрудников авиакомпании и узнать у них причину задержки или отмены рейса. Они могут быть у стойки регистрации или соответствующего выхода на посадку. Если вы не можете их найти, то воспользуйтесь телефоном горячей линии авиакомпании.

Ваш контакт с авиакомпанией будет не лишним зафиксировать. Для того, чтобы дополнительно подтвердить задержку или отмену авиарейса, следует сделать фото расписания рейсов. Посадочный талон ни в коем случае не выкидывайте, он послужит доказательством вашей регистрации на рейс.

Авиакомпания независимо от причин задержки/отмены рейса должна предложить вам комфортные условия пребывания в аэропорту в течение времени, пока проблема не будет решена. Согласно статьям 99 и 227 Федеральных воздушных правил в России и — Регламенту ЕС 261, авиакомпания обязана решить проблему следующими способами:

Если вам необходимо ожидать задержанный рейс, авиакомпания должна создать для вас комфортные условия:

По истечении 2 часов ожидания

  • если у вас есть ребенок возрастом менее семи лет — комнату матери и ребенка;
  • два звонка по телефону или электронную связь через е-mail или факс;
  • предложить вам прохладительные напитки и закуски с последующим повтором каждые 3-4 часа.

По истечении 4 часов вас должны обеспечить горячим питанием и напитками, а затем с периодом 6 часов.

Если ваше ожидание затянулось на 8 часов в дневное время, а в ночное — на 6 часов, то вы смело можете требовать:

Если авиакомпании отказывается предоставить вам вышеперечисленные условия, не спорьте, а воспользуйтесь своими ресурсами с сохранением чеков. При последующем споре, авиакомпания обязана будет возместить все затраты.

Согласно Регламенту ЕС261, при вылете из стран ЕС с использованием авиатранспорта европейской авиакомпании, вам обязаны выплатить компенсацию в размере от 250 до 600 евро. Эта выплата должна произвестись в течение от двух до шести лет после рейса. Сроки зависят от страны, в которой произошло событие.

Если до отмененного или перенесенного рейса осталось менее 14 дней…

Согласно Регламенту ЕС261, если данный рейс подходит ко всем условиям по компенсации, авиакомпания должна выполнить компенсацию в сумме от 250 до 600 евро.

Если до отмененного или перенесенного рейса осталось более 14 дней…

В пределах этого времени авиакомпании могут переносить или отменять рейсы, поэтому компенсация под данные условия не подходит, и, к сожалению, пассажиры не обеспечиваются компенсацией.

Как вести себя в случае, если вам отказали в посадке из-за овербукинга?

Овербукинг, или перебронирование — это ситуация, которая возникает, когда количество проданных билетов больше, чем количество посадочных мест в самолете. По подсчетам от 5 до 10% пассажиров, купивших билеты на авиарейсы, сдают, обменивают билеты или вовсе не приходят на рейс. В целях страховки от потери прибыли авиакомпании намеренно делают такие продажи. Иногда овербукинг возникает при замене большого авиалайнера на меньший, или при предоставлении места пассажиру со статусом VIP. Во всех случаях овербукинг складывается по вине авиакомпании. Самое неприятное для пассажира то, что обнаружить овербукинг возможно лишь перед посадкой на самолет. В случае, когда вы регистрируетесь, и вам сообщают, что в наличии мест нет, вы являетесь жертвой овербукинга.

Чтобы избежать овербукинга, следует пользоваться онлайн-регистрацией, которая начинается, как правило, за 24 часа до самого вылета. Также можно заранее приехать в аэропорт и зарегистрироваться в числе первых.

Все удобства, предложенные во время решения проблемы обвербукинга точно такие же, что и удобства при ожидании во время задержки или отмене рейса.

По Регламенту ЕС261, пассажир, столкнувшийся с овербукингом, имеет право на получение компенсации в размере от 250 до 600 евро.

Можно ли получить компенсацию в размере до 600 евро, в случае задержки/отмены рейса?

Также вам полагается денежная компенсация в размере до 600 евро, о которой вы, может быть, и не слышали. Как ее получить?

В первую очередь, следует определить подходит ли данный рейс под условия компенсации. Данные правила прописаны в Регламенте ЕС261, который действует на территории Европы. Из этого следует, что компенсация распространяется для пассажиров рейсов ЕС. Значит, данный рейс должен быть выполнен или европейской авиакомпанией, или любой авиакомпанией, но из стран ЕС.

Денежная компенсация в сумме от 250 до 600 евро полагается в случаях, если:

  • рейс был задержан более, чем на три часа;
  • рейс отменен совсем;
  • вам отказали в посадке из-за овербукинга
  • рейс задерживается из-за задержки первого сегмента, при этом задержка в пункт назначения не должна превышать трех часов.

Компенсация происходит, когда задержка или отмена рейса произошли по вине авиакомпании: овербукинг (всегда по вине авиакомпании), технические неполадки судна или долгая проверка судна, а также опоздание авиатранспорта. Причины, связанные с погодными условиями или с забастовкой работников и иные не подпадают под вину авиакомпании. И условия, связанные с ними, не компенсируются.

Важно помнить, что срок давности рейса, составляет от двух до шести лет. Это зависит от страны вылета.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!