Интересно об испании. Интересно об испании Мавританский замок в испании

Замок Мавров или замок Синтры расположен на одном из холмов скалистого массива горы Синтра. С высоты стен открывается потрясающий вид на одноименный город, атлантический океан, зеленые долины, отсюда видно даже дворец Мафра.

История замка началась в VIII веке, когда мусульмане добрались до иберийского полуострова, здесь они возвели примитивные защитные сооружения и основали поселение «as-Shantara».

Замок был построен в стратегическом месте, отсюда мавры могли контролировать основные пути, соединяющие Лиссабон, Синтру, Мафру и Кашкайш.

В начале XII века, пока мавры между собой делили власть, король Афонсу Энрикеш освобождал португальские земли. После успешной осады замка Святого Георгия в Лиссабоне в 1147 году, мавры оставили и Синтру.

Одна из легенд гласит, что мусульмане настолько были удивлены победой крестоносцев в Лиссабоне, что сдали замок Синтры без боя в надежде, что вскоре вернутся. В одной из пещер вблизи замка спрятали сокровища.


Эта легенда вполне имеет право на жизнь. В горном хребте Синтры множество пустот естественного происхождения. Геологи выяснили, что пещеры тянутся под всем плато и имеют выход к морю, некоторые из них в приливы наполняются морской водой.

Возможно, что эти естественные пещеры служили маврам секретными ходами за пределы замка. И могли стать тайником для сокровищ. Сокровища, кстати, так никто и не нашел.

Замок занимает площадь 12 тысяч кв. метров, периметр стен 450 метров.

Португальцы на правах хозяев, улучшают конструкцию крепости, возводят часовню. В ожидании, что мусульмане вернуться, крепость становится стратегическим наблюдательным пунктом. Здесь размещают небольшой отряд, который в случае надвигающейся угрозы с берега или суши, должен был немедля сообщить об этом королю.


К XIII веку Синтра становится излюбленным местом португальских королей. Но аскетичному замку, правители предпочли более комфортные покои национального дворца Синтры.

Постепенно замок приходит в упадок. Этот процесс ускорился в XV веке, когда евреи, единственные обитатели замка, были изгнаны из страны.

Заброшенный замок был оставлен на несколько столетий. Силы природы почти разрушили его: сначала молния, ударившая и уничтожавшая башню, затем землетрясение 1755 года.

Только в XIX веке с пришедшей модой на романтизм возобновляется история замка Мавров. Как раз в это время король-консорт Фернанду II затевает по соседству стройку века - новую королевскую резиденцию дворец Пена . Под шумок король скупает близлежащие земли, в том числе и замок за 210 реалов.


Несмотря на дилетантский подход к восстановительным работам, Фернанду II удалось остановить разрушительный процесс, восстановили стены, посадили деревья, проложили дорожки. И именно благодаря тонкой художественной натуре короля сегодня мы можем гулять по этому, пропитанному историей и романтизмом месту.

Из-за расположения замка, иногда бывает достаточно ветрено, поэтому захватите с собой что-нибудь, что защитит вас от непогоды.

Вернули былую мощь замку Мавров уже в середине XX века: привели в порядок стены, провели археологические раскопки. Так, например, были найдены древние захоронения.


Сейчас замок Мавров - это мощные стены, за которыми вы увидите остатки мавританской цистерны, в которой запасали воду на случай осады, руины часовни с археологической экспозицией.

Несколько лет назад остро встал вопрос о сохранении этих исторических реликвий, и муниципалитет разработал проект по сохранению артефактов, достроили крышу у часовни, конюшен, сделали информационную зону для посетителей.


Атмосфера этой мощной конструкции настолько завораживает, что забываешь о реальности. Но не забывайте, пожалуйста, о безопасности. Стены достаточно высокие, ступеньки неровные, конечно, есть защитные перила и бордюры, но все же будьте осторожны и смотрите под ноги.


Самое главное, почему стоит посетить замок Мавров - это вид. Панорамный захватывающий дух вид заслуживает того, чтобы обязательно посетить мавританский замок, прогуляться по крепостной стене, прикоснуться к истории, которой уже больше 1000 лет. Именно столько грозные стены хранят покой побережья тритонов.

В 711 году отряды арабских и берберских воинов, переправившись через Гибралтарский пролив, вторглись на Пиренейский полуостров. С тех пор maurus (от греческого слова «темный») – название одного из берберских племен северо-западной Африки – распространилось на всех мусульманских завоевателей Испании.

Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата – обширного, мощного и процветающего государства, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы. Но в XI веке Кордовский халифат распался, правда, это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма, интимности, утонченной чувственности и вместе с этим еще большей жизненной энергии.

Своей вершины мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра», с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий «золотой век».

Честь основания Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок. Однако дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи – Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он совершенствовал искусства, которые принесли славу его империи. Мухаммед I общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы. И крепкие стены Альгамбры не выдали никому сокровища мавританского искусства, которые они укрывали.

Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Зеркальной, поднятой почти до уровня мраморного пола поверхности водоема принадлежит огромная роль в этом дворике. Отражая в своем зыбком преломлении золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство и создает ощущение простора.

В башне Комарес все пространство занимает великолепный квадратный Тронный зал (или «Зал послов»), в котором прямо против входа находился трон правителей Гранады. «Зал послов» был возведен в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре: его размеры – 11,3×11,3×18,2 метра. На уровне пола в нем расположились девять больших арочных окон, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Толщина стен «Зала послов» достигает трех метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение – типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры поэтическую интимность, из них гранадские правители наблюдали картины мирной жизни и чудесную природу Гранады.

В «Зале послов» искусные мавританские архитекторы показали весь свой талант манипулирования светом, направляя его через замысловатую резьбу окон, которые раньше были закрыты цветным стеклом. Свет падает на сверкающие стены, освещая весь зал пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров – знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Потолок окаймлен сталактитовым фризом и состоит из трех сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким сталактитовым куполом.

«Зал послов» является не только самым обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, некоторые историки не до конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и в этом же зале султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

По контрасту с открытым и освещенным пространством Миртового дворика затененный арочный проход к башне Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» – «Зал Лодки». Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль возводит этимологию слова «барка» к арабскому «барака» – «благословение, благодать», и это кажется наиболее правдоподобным.

К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная жизнь гранадских султанов, и это обстоятельство придавало ему более камерный, интимный характер.

Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный фигурами 12 львов, которые позднее и дали название всему двору. Львы изваяны из какого-то особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды.

Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке – уже после падения Гранады.

Но как бы там ни спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры орнамента.

Вода, которая в изобилии поступала с горных склонов Сьерра-Невады, наполняла ручьи, сады, фонтаны Альгамбры и была той земной стихией, которую больше всего ценили мавры. Для арабских зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Мраморная чаша фонтана украшена и другими выдержками из поэм ибн-Зумрука, например, такой: «Это – сад, в нем постройки так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота, могущая с ними сравниться».

На западной стороне Львиного дворика располагается «Зал сталактитов», названный так из-за кружевного убранства своего потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

На северной стороне Львиного дворика располагается обширный «Зал двух сестер». В нем томились две сестры-христианки, умершие от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры. Он отличается великолепным орнаментальным убранством, в котором арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов, теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука.

«Зал двух сестер» обещает много утешений для глаз посетителя, любой мечтатель найдет в его украшении новые для себя фантазии. Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержали победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой в этих резных сотах… Присутствие красоты в «Зале двух сестер» чувствуется так сильно, будто она поселилась здесь только вчера.

Напротив этого зала расположился «Зал Абенсерхав», куда посетители входят с невольным трепетом. В 1482 году, как опять же гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже палач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже и сейчас, спустя более пяти веков, здесь иногда можно увидеть кровавые пятна.

«Радостью детей, неувядающим садом цветов и фруктов», «истинным раем Магомета» называли Гранаду и Альгамбру мавританские поэты. Образ рая у мусульман красочен и роскошен и, в отличие от христианского, пронизан всеми радостями бытия. Он представляет собой чудесный сад, в котором текут несущие прохладу реки и царят земные наслаждения.

Когда строилась Альгамбра, в Испании завершалась реконкиста – многовековая борьба испанцев против арабских завоевателей. Перешагнув порог Альгамбры, властитель Гранады хотел оставить свои горькие мысли, не вспоминать об опасностях, изменах и междоусобицах и не тревожиться о том, что принесет завтрашний день. Здесь до сих пор царят безмятежность, сладкая и манящая мечта, все здесь подчинено изощренной, чувственной роскоши.

В средневековых арабских трактатах красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

Бесконечно повторяя совершенно простые элементы, мавританские мастера тем самым создали самые сложные формы. Ислам запрещал изображать живые существа, и они черпали свое вдохновение в природе. Сорванный в саду лист превращался в геометрическое совершенство, даже арабские письмена стали особой формой искусства. Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его», – эта фраза повторяется несчетное число раз.

Рассказывают, что, когда кастильская и арагонская христианские армии подошли к Альгамбре, султан Боабдиль спрятался в тайном месте за пределами Альгамбры, чтобы не видеть, как над мавританским дворцом взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина, то, что не мог защитить, как мужчина».

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры – «столь исключительного и великолепного сооружения». Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

Дворец испанского короля с его пилястрами и барельефами совершенно не похож на воздушную архитектуру Альгамбры. Он представляет собой другую эпоху, другие вкусы, совсем иную систему эстетических и нравственных ценностей и потому выглядит несколько чужеродно среди зданий мавританского ансамбля. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его «с высокомерным и непрошеным гостем».

В 1536 году Карл V – император Священной Римской империи – перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда, он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена.

Дворец Альгамбра (испан. Alhambra, что в переводе означает Красный замок) — загородная резиденция эмиров Гранады, в Испании. Альгамбра представляет собой укрепленный замок-дворец. Это знаменитая достопримечательность испанской архитектуры мавританского периода. Первые укрепления на ее территории построили арабы еще в IX столетии. Но подавляющая часть сооружений Альгамбры относится к XIII-XIV векам. Замковый комплекс состоит из двух больших частей: Алькасаба — цитадели на краю отвесной горы, города эмиров, Медины, прилегающей к ней с восточной стороны.

«Альгамбра» означает «красный», что отвечает истине, поскольку замок построен из красноватого камня. Стены крепости прилегают к городским укреплениям Гранады.

Замок возвышается на вытянутой горной вершине на высоте 700 м над уровнем моря. Длина комплекса достигает 740 м, ширина — 205 м. Его площадь — 142 тыс. м. кв, а наружные стены простираются на целых 2 км.

Сейчас главный вход во дворец Альгамбра расположен с южной стороны. К нему направляется дорога, идущая между стеной и откосом. Во времена арабского владычества в замок можно было попасть через огромную подковообразную арку — Ворота Правосудия, расположенные в башне с таким же названием. Над аркой высечено огромную руку. Ниже, над проемом ворот, не меньший по размерам ключ. В Испании существует предание, что рука и ключ — это колдовские знаки судьбы Альгамбры. Рассказывают, что мавританский царь, который построил этот замок-дворец, был прославленным волшебником. Он наложил на Альгамбру магическое заклятие. Поэтому ни ураганы, ни войны не смогли разрушить ее. Заклятие утратит силу лишь тогда, когда рука с наружной арки протянется под свод за ключом. Тогда стены превратятся в прах, открыв мавританские сокровища под фундаментом крепости.

В южной части Альгамбры находятся более поздние постройки христианской эпохи: недостроенный дворец Карла V (1526), рядом с ним на месте мечети возведена церковь Святой Марии и монастырь.

Альгамбра оставалась под властью арабов дольше других замков Испании. Вместе с Гранадой крепость стала последним оплотом мусульманского владычества в этой стране. В 1492 году после длительной осады она была сдана объединенным войскам католических королей — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, что ознаменовало завершения Реконкисты.

В течение последующих веков элементы мавританской архитектуры постепенно были уничтожены. Поэтому внешне замок-дворец выглядит аскетически строго и не очень впечатляет. Но стоит только попасть внутрь, чтобы почувствовать себя как в сказке, окруженным сложной системой двориков, залов и галерей. Стены внутренних покоев дворца сделаны из золотистого камня, а комнаты доверху наполняет солнечный свет. Внутреннее убранство поражает великолепием и изысканностью. Аркады стрельчатых и подковообразных арок с ажурными украшениями опираются на очень тонкие мраморные колонны, которые окружают внутренние дворы. Входные проемы с изящными арками ведут в покои, сплошь покрытые орнаментами.

Сейчас во дворце Альгамбра в Гранаде находится музей исламской архитектуры.

Замок Альгамбра на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Фото 360 панорама:

Видео, просто фотографии в виде слайд-шоу:

Еще одно видео на испанском, но красотой можно просто наслаждаться 🙂

Гибралтар всегда имел особое значение для множества народов и цивилизаций начиная с доисторических времён. Полуостровом в разное время владели мавры, испанцы, британцы. Наиболее длительный период известной истории Гибралтар находился во власти мавров, которые занимали эту территорию с 711 по 1309 годы, а затем, после перерыва, с 1350 по 1462 годы, то есть в целом 710 лет.

Вторжение мусульман в Европу в 711 году началось с Гибралтара. Здесь или поблизости высадились войска Тарика ибн Зияда и Мусы ибн Нусайра. Гибралтар стал первым шагом к покорению большей части Испании и части Франции. В последние годы мавританского правления Гибралтар приобрёл особую значимость, став ключевым пунктом в снабжении с Африканского континента.

Строительство Мавританского замка началось в 8 веке (вероятно, в 711 году), документальных записей о годе окончания не сохранилось. Крепостными стенами было огорожено значительное пространство, простиравшееся от вершины до морского побережья. Наиболее примечательные части оставшихся руин - Башня Памяти на вершине скалы и Надвратная башня с куполообразной крышей. Замок является уникальным для Пиренейского полуострова, где не сохранилось других построек династии маринидов.

Башня Памяти

Башня Памяти является самой высокой, построенной за время мусульманского господства на Пиренейском полуострове, а замка, в свою очередь, - крупнейшая по площади. Крепость играла важную роль в мусульманском вторжении на полуостров и представляет историческую ценность не только для Гибралтара, но и для запада Европы.

Существующая в настоящее время башня и большая часть крепости были перестроены в поздний мавританский период, в начале XIV века, после взятия и почти полного уничтожения гибралтарских укреплений сначала испанцами, а затем - вернувшимися маврами.

Сегодняшнее состояние

В настоящее время Мавританский замок считается одной из главных туристических достопримечательностей Гибралтара. Изображение замка в 1995 году было размещено на обороте гибралтарской банкноты в пять фунтов.

Название "Moorish Castle" (или El Castillo на испанском) используется местными жителями для обозначения жилых районов, примыкающих к замку.

До 2010 года часть крепости использовалась в качестве тюрьмы.

История Гибралтара только в письменных упоминаниях насчитывает 3 тысячи лет. Начало этому её отсчёту положили финикийцы, основавшие в этом месте первое поселение. А если копнуть глубжее и чуть-чуть левее, то выяснится, что данное место было последней известной в Европе стоянкой неандертальцев.

Последние обитали в этих местах с 50-ти тысяч лет до нашей эры до 24-го тысячелетия того же время исчесления. Но на этой странице я коснусь более близкого исторического времени, которое можно не только увидеть, но и потрогать.


А если добавить конкретики, то сегодняшний рассказ посвящён Мавританскому замку Гибралтара. Маврами в своё время испанцы, назвали арабо-берберских захватчиков, высадившихся на Гибралтарском полуострове в 711 году нашей эры и сумевших захватить почти весь Пиринейский полуостров.

Дело в том, что данные воинственные ребятушки и члены их семей переправились в Европу с территории сегодняшнего Марокко, которое в своё время являлась римской провинцией Мавретания. Вероятно эта аналогия и была подмечена европейскими смекалистыми жителями Раннего Средневековья.



Так вот, высадившиеся в этом месте уже мавры, под предводительством Тарика ибн Зияда и Мусы ибн Нусайра, оценили выгодность и оборонопригодность гибралтарского полуострова и тут же приняли решение о строительстве в этом месте крепости, но не такой, которая горит в огне и гниёт под дождём, а современной каменной.

А так как упомянутые полководцы, прибыли во главе 12-ти тысячного отряда, не лясы точить, а воинских подвигов ради, то не стали они ожидать когда построят столь прекрасное оборонительное сооружение, а поскакали в глубь королевства вестготов за воинской доблестью.



Именно по этой причине год начала строительства замка не оказался запечатлён в строгом соответствии с хронологией развития событий. Но так как Гибралтар стал местом сообщения, высадившихся арабских войск, со своей родиной Северной Африкой, то понятное дело, что защита этого места просто обязывало постройку хорошо укреплённой цитадели.

Поэтому принято считать, что первый Мавританский замок возник в первой половине 8-го века. А так как для возражений особо фактов нет, то предлагаю и нам признать сие утверждение не голословным, а вполне научно обоснованным.



Так вот, с учётом того что Гибралтарская скала занимает большую часть полуострова, а её северная и восточная часть считалась во все времена неприступной, то и постройка крепости была сформулирована в соответствии с реалиями имевшейся наглядной картины вещей.

Военные архитекторы арабских агрессоров приняли решение отгородить полуостров от остального мира, используя природный рельеф. Впрочем такой подход, к решению злободневных задач, во все века имел приоритетное значение.



А так как арабские архитекторы учились в нормальных вузах, то вполне ожидаемым стало их решение о возведении стены от берега моря до вершины скалы. Ну а так как голая стена не выглядела бы красивой, её решили разбавить несколькими башнями и другими укреплёнными постройками.

Причём в постройке крепости предположительно поспособствовало и рытьё туннеля в скале, каменная выработка из которого весьма пригодилась в качестве одного из строй материалов, для возведения цитадели. Но опять таки заметьте, я сказал предположить. Потому что вполне возможно камень привозился с африканских каменных заводов, имевших соответствующий европейский сертификат качества. Кто его знает?



Так вот, первый замок вместе со стенами до сегодняшнего дня не сохранился, в виду непростых отношений государства мавров, с возникшем со временем на Пиринейском полуострове испанским королевством.

И в конце концов дело дошло до того, что в 1309 году испанские войска захватили исконно арабские земли (как к тому времени уже считали арабы) и разрушили до основания Мавританский замок. Правда в последующие 41 год они его частично востановили, но историей это не считается.



А цифра 41 прозвучало не просто так, а по причине того, что в 1350 году армия мавров вернула себе эти земли ещё на 112 лет. И именно в это время они заново отстроили Мавританский замок, привнеся в его облик, современное к тому времени для крепости обличье.

Если принять во внимание, что замок с того времени больше не перестраивался, то можно в данном случае со всей уверенностью утверждать, что сегодня все желающие могут лицизреть именно постройку того самого времени без какого либо обмана.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!