Железные дороги индии. Путешествия по большой земле. Классы поездов в Индии: вагоны

Три года назад я рассказывал вам об экспедиции Сергея Болашенко , а в середине лета он передал мне свою новую книгу - на этот раз об экспедиции в Индию, состоявшейся в начале года 2016-го.

[...] Индия - это отдельный мир, в какой-то степени живущий обособленно от нашего. Страна огромных масштабов, не только и не столько по территории, сколько по численности населения. И в то же время, цивилизационный разрыв с нами - меньший, чем с «иероглифическим» Китаем. Преимущества путешествия по Индии: в первую очередь дух первооткрывательства. Не самая посещаемая иностранцами страна, если отбросить редкие «показушные» места. Гигантская и не самая известная железнодорожная сеть. Даже о железных дорогах цивилизационно далёкого Китая на русском языке написано в разы больше, чем о железных дорогах Индии.

Честно говоря, лично мне индийские железные дороги не столь интересны, как китайские или американские. Да и сама Индия тоже вызывает определенную настороженность: я не люблю жаркие страны. Но всё равно было любопытно послушать из первых рук об этом феномене. Ниже я подготовил небольшую выборку фотографий из его поездки и собрал некоторые комментарии автора (выделены в тексте коричневым цветом ).

Индийские ж/д - одни из самых разгильдяйских в мире, и тем не менее перевозят наивысшее количество пассажиров на планете

[...] Железная дорога сохраняет дух свободы и даже некоторой анархии, чего не осталось почти нигде в мире. Уровень стоимости проезда - едва ли не самый низкий на планете. Почти на всей территории Индии круглый год тепло. Английский язык имеет официальный статус, им в той или иной мере владеет значительная часть населения.

Недостатки. Они есть, и их много. Индия - страна крайне бюрократическая, а также изрядно «полицейская». Здесь запрещено фотографировать железную дорогу, метро и административные здания. Любое фотографирование чего-либо, кроме типовых достопримечательностей, тут не приветствуется. Всюду развита «терророфобия». Индийская бюрократия создаст множество проблем. Невозможность пользоваться дешёвыми гостиницами - туда не пустят с иностранным паспортом. Никакие уговоры не помогут. Полчаса потребуется на элементарные операции - обмен валюты в банке, оформление ночлега в комнате отдыха на вокзале. Затруднительность покупки телефонной сим-карты.

Не самым лучшим образом обстоит дело с чистотой городов и вокзалов. А проще говоря - местами всё тонет в мусоре. Дешёвую еду, а питаться придётся именно такой, готовят и подают грязными руками, которыми берут и деньги. Непривычный к этому путешественник почти гарантированно будет иметь проблемы с желудком, в большей или меньшей степени. Впрочем, вероятность заразиться тяжёлыми болезнями наподобие малярии или дизентерии в Индии намного ниже, чем в «чёрной» Африке.

Железная дорога дешёвая и развитая, но движение на ней - почти что хаотичное. Трудно уехать в нужном направлении. Непредсказуемое время прибытия. Поезда в половине случаев «забитые», и придётся много часов проводить в стоячем положении. Однако даже вышеназванные проблемы можно позиционировать как плюс, а не минус! Здесь всё настоящее, здесь ты - истинный путешественник! Это не банальная «прогулка» по цивилизованной, аккуратной, предсказуемой и «засмотренной» Европе!

Насколько я понял из прочтения книги, у Сергея не вышло осуществить первоначальный план полностью, и юг страны он не объездил - пришлось довольствоваться серединной частью: Дели - Варанаси - Калькутта - участок побережья океана - серединная часть с тепловозными линиями - Бхопал - возвращение в Дели. Кроме того, пропущен Бомбей. В ходе поездки он имел три (или более) разборок с полицией относительно сьёмок. Впрочем, смотрим подборку:

2. Вокзал Дели - начальная точка поездки.

3. Пути делийского вокзала. Поезда и пути выглядят очень непрезентабельно.

4. Локомотивы тоже не ухожены. Обратите внимание также на то, что стёкла защищены решетками.

[...] Основной способ сцепления вагонов на железных дорогах Индии: автосцепка Джаннея. Такой же способ сцепления вагонов принят на железных дорогах Китая и США. Не полностью исчез устаревший способ сцепления - винтовая стяжка. Пассажирские вагоны преимущественно на винтовой стяжке. У локомотивов - сцепные приборы в виде автосцепки Джаннея и винтовой стяжки одновременно.

Шпалы почти повсеместно железобетонные, в том числе и на малодеятельных участках. Стальные шпалы столетней давности можно найти на узкоколейных линиях, но и на них они - скорее исключение. Как и в России - высокие посадочные платформы на крупных станциях и в пригородной зоне крупнейших городов, низкие посадочные платформы в остальных местах. Скорость движения поездов в целом сравнима с нашей. «Престижные» скорые поезда движутся значительно быстрее остальных.

5. Начало разборок с полицией. На кадре в центре - полисмен (в защитной куртке), который заметил сьёмку и сейчас поведет Сергея на выяснения.

6. Автор ездил только в вагонах низших категорий. Они практически все переполнены: в поездах перемещаются сотни миллионов.

[...] Я пользовался всюду вагонами категории General Class. В пригородных поездах и в поездах изученных узкоколейных железных дорог все вагоны «простейшие» и относятся к той же категории. Вагоны категории General Class обычно находятся в головной и хвостовой части каждого поезда, кроме быстрых экспрессов. По компоновке, как правило, соответствуют вагонам Second Class Sleeper. Могут быть в плотно забитом состоянии - люди стоят в проходах и сидят (а не лежат) на верхних полках. Но тех, кто успел лечь на верхней полке, подниматься не заставляют. Боковые верхние полки заняты багажом.

Проводников в «народных» поездах нет - причём не только в вагонах General Class, но и в некоторых более высоких категориях. Поддержание чистоты и порядка в вагоне, закрытие дверей, если станет холодно - задача самих пассажиров. «Народные» поезда и вагоны приблизительно в половине случае переполнены так, что в них можно часами быть в стоячем положении. «Населённость» поездов непредсказуема. Если стало невмоготу ехать много часов в «бочке с селёдкой» - можно выйти, сесть в следующий поезд, и там, на удивление, «общие» вагоны будут почти пустыми.

Высокоскоростных магистралей, параллельных обычным линиям, как в Китае и в Западной Европе - этого в Индии не существует. На мой взгляд - очень хорошо, что их нет! Не люблю такое, считаю нецелесообразным и резко негативно отношусь к планам строительства подобных линий в России.

Стоимость проезда в вагонах самого низкого класса: к примеру, 22 рупии за 100 километров, если это медленный поезд категории «Ordinary» и если длина поездки - 200 километров. В поезде категории «Mail/Express» 30-35 рупий на 100 километров, в поезде категории «Superfast» 40-50. Зависит от расстояния поездки - чем дальше, тем меньше покилометровый тариф. 10 рупий - это примерно 11 российских рублей. За 1 доллар США можно проехать 250-300 километров.

Турникетов нигде нет на «обычной» железной дороге - есть только в метро. Ручного перронного контроля на вокзалах почти не бывает. Проверка билетов внутри вагонов, по крайней мере, низкого класса - очень редкое явление. Вероятно, можно ездить годами, но контролёров не встретить. Но безбилетников мало - индийцам не позволяет обманывать их менталитет, их мировосприятие.

Не буду утверждать, что билеты покупают все. Конечно, это не так. Но процент безбилетников не настолько высокий, как логично было бы вначале предположить, видя отсутствие контроля и хаотичную обстановку. Даже те, кто едет на крышах - часто с билетами! На крышах ездят только по узкой колее в редких глухопровинциальных местах. Скоро в Индии не будет ни узкой колеи, кроме единичных «аттракционных» линий, ни ездоков на крышах.

7. Расписания вне крупных центров часто выполнены на хинди и других региональных языках без дублирования на английский.

9. Одна из немногих станций, выглядящих чисто и прилично - Морадабад.

10. Водонапорные башни в Индии совершенно непохожи на наши.

11. Ещё одна специфическая местная проблема - обезьяны на путях. Тусуются в основном там, где много мусора (индийцы его выкидывают запросто, без церемоний). Наверное, периодически их "режут" поезда.

12. Интерьер вагона General Class без толпы.

13. Попутчик Сергея в этом поезде.

[...] Самый правильный способ путешествия по железным дорогам Индии, на мой взгляд, на мой взгляд - всюду просить «общий билет». В кассе говорим: Please, the cheapest ticket to ..., in general class. Обязательно надо убедиться, что кассир взял именно такую сумму, какая написана на билете. В вокзальных кассах принимаются только наличные деньги. Автоматов для покупки билетов я не встречал. Бывают очереди, но не очень большие.

Билет высокой категории, на конкретный поезд, можно купить в Интернете - как на официальном веб-сайте железной дороги, который очень часто недоступен, так и на многочисленных агентских сайтах, с наценкой. После оплаты на сайте можно самостоятельно распечатать бланк электронного билета, можно получить бумажный билет в вокзальной кассе по коду.

В некоторых поездах это не требуется - проезд происходит без билета, только по удостоверению личности плюс записанному цифровому коду, который пришлёт сайт. У проводника будет список пассажиров. Такая возможность указывается как легальная, но противоречит требованию выходить на платформу только с билетом, хотя бы «перронным». Сомневаюсь в полезности всего этого. Во всех этих случаях речь идёт о покупке билета на определённый поезд. Которого надо будет дождаться и который надо будет найти.

Стоимость билета в «General Class» будет отличаться в зависимости от прописанной в билете категории поездов, на которые он годен: «Mail/Express» или «Оrdinary». Поезда категории «Оrdinary» - самые медленные, движущиеся со всеми остановками, чаще всего аналог наших пригородных поездов на небольшое расстояние. По умолчанию билет на дальнее расстояние дают на «Mail/Express». Но цена в любом случае низкая.

Билеты «общего класса» - неименные, и в них не указан конкретный поезд, только станции отправления и прибытия. Есть ли лимит по расстоянию, возможно ли взять такой билет, к примеру, от Дели до Каньякумари, самой дальней точки - не выяснено. Лимит действия по времени указан на билете и является небольшим. Не рекомендовал бы брать один билет на тысячи километров. Задача путешественника - двигаться медленно, с множеством остановок и пересадок. Билет вскоре будут считать недействительным.

Преимущество «общего» билета над билетами высоких категорий - не только в цене, но и в том, что нет привязки к поезду, вагону и месту. Это самое главное! Доступен любой поезд, в котором есть соответствующие вагоны - и их очень много на магистральных линиях. Учитывая почти хаотичное движение, а также огромные масштабы станций в больших городах и трудную ориентацию - попасть в какой-то определённый поезд непросто.

Билетов в вагоны более высокой категории, чем «общий класс», перед отправлением зачастую нет. Их принято брать заранее. Иностранным туристам, не знакомым с местными реалиями, в билетной кассе (особенно в специализированной, для иностранцев - такие есть на крупнейших вокзалах) могут врать, что билетов на сегодня и даже на ближайшие дни нет. Якобы, уехать из Дели в Бомбей поездом вы не сможете, так что идите на самолёт или автобус. О существовании «общего класса» могут умалчивать - кассиры либо убеждены, что иностранный турист не выдержит таких условий, либо есть инструкция сверху, по возможности держать иностранцев подальше от вагонов самой «народной» категории.

Существуют долгосрочные «проездные» (Rail Pass) для иностранных туристов, позволяющие неограниченное передвижение в течение определённого времени в вагонах разных классов, в зависимости от цены. На мой взгляд, смысла в них нет. Покупка отдельных билетов в «общий класс» будет дешевле, а контролёры в провинциальной местности могут не знать о существовании «проездных».

Есть роскошные туристические поезда для иностранных богатеев: «Maharajas" Express» («Экспресс Махараджей»), «Palace on wheels» («Дворец на колёсах») и другие. Стоимость проезда - десятки тысяч долларов. Для путешественника никакого значения не имеют.

14. Пал вдоль путей для выжигания растительности.

15. Местность в Центральной Индии.

16. Электричка.

17. Вагон с маршрутной табличкой. Окна в вагонах везде в обязательном порядке перекрыты защитой - чтоб не залазили.

18. Мост через реку Ганг.

19. Канпур. Обезьяны приходят и на станции - там всегда много пищевого мусора.

20. Вокзал города Канпур.

21. Канпур. Ночью на вокзале тоже очень оживлённо, поезда идут круглые сутки.

22. Есть там и паровозы-памятники, как и у нас. Ст. Аллахабад.

23. Снова ж/д мост через великий Ганг. Это уже в районе Варанаси - там, где сжигают трупы на берегу.

24. Добрался Сергей и до Калькутты, проездил легендарный калькуттский трамвай - о нём в книге много фотографий. Сейчас она называется Колката.

25. А это знаменитый "секретный" мост Ховра, где тиранят всех путешественников, снимающих мост. Не помню точно, но кажется puerrtto разведывал этот мост и имел какой-то конфликт с полицией у моста. Или я просто спутал, он его снимал без проблем.

26. Главный вокзал Калькутты.

27. Корова на перроне, ст. Харагпур. Корову трогать нельзя - она там священное животное.

28. Ещё одна разборка с полицией. На аттракцион собирается много зрителей - они наблюдают, как сейчас будут допрашивать белого мистера.

29. Относительно легендарной езды на крышах. Сергей застал это только в глубинном районе с тепловозным движением.

Вот что он пишет по этому поводу:

[...] Последней страной с железнодорожной анархией, на мой взгляд, остаётся Индия (плюс её сепаратистский кусок Бенгалия - Бангладеш). Но и там ситуация меняется. «Крышеездоки» остались только на отдалённых линиях. Знаменитые картинки с поездом, облепленным со всех сторон толпой - это из Бангладеш, а не из Индии. Но даже для Бангладеш - это не их повседневность. Такое происходит только в пиковые дни исламских праздников и только на небольшом участке.

30. Ещё фото с пассажирами на крышах.

31. И ещё. Станция Сабалгарх.

[...] В плане безопасности движения железные дороги - не на лучшем уровне. Часто, по сравнению с развитыми странами, происходят крушения и катастрофы с большим числом жертв. Сообщения об очередной железнодорожной катастрофе в Индии, с десятками погибших - привычное дело. Тем не менее, железная дорога намного безопаснее автомобильного транспорта.

Отношения между «центральной» Индией и её сепаратистскими районами Пакистан и Бангладеш являются недружественными. Большинство железнодорожных линий через «межиндийские» границы - разобрано. Границы опутаны колючей проволокой и заминированы. Но минимальное пассажирское движение из Индии в Пакистан и Бангладеш существует.

32. Поезд идёт по горному району в глубине Индостана.

33. Сергей Болашенко в тамбуре индийского поезда.

34. Вот такая состоялась ж/д поездка длиной в две недели - с 21 января по 5 февраля 2016 г.

* * *
Ну а пару месяцев назад мы встретились в Питере и пообщались на ж/д темы.

35. Автор блога и Сергей Болашенко 29 июля 2017 г. Станция "Юный" Малой Октябрьской ж.д.

36. Книга Сергея об индийской экспедиции.

Индийские записки С. Болашенко доступны в полном размере и он-лайн.

Индия одна из крупнейших стран в мире по площади, а по населению так вообще занимает второе место. Пока что.

Страна простирается от на западном побережье до восточных штатов, куда иностранцем требуется спецразрешение для посещения. От Каньякумари — самой южной точки на карте до самой северной точки близ ледника Сиачен в спорных территориях — Джамму и Кашмир.

Самый популярный в Индии транспорт — это поезда. Во-первых это одна из самых больших железно-дорожных сетей в мире, а во-вторых Ж/Д транспорт доступен по ценам для самых широких слоёв населения.

Сеть дорог связывает все самые крупные города, а также представлена в каждом штате.

Немного статистики:

  • 64 460 километров железнодорожных путей
  • более 7 тысяч железнодорожных станций
  • 7 651 000 000 пассажиров в год

Indian Railways — это государственное предприятие, которому и принадлежит система железных дорог. Интересно что в обслуживании занято почти два миллиона человек.

Билеты

Индия имеет одни из самых низких тарифов в мире. Продажа билетов онлайн была широко внедрена уже в 1995 году — билеты можно заказывать через интернет и мобильные устройства. Со скидкой продают билеты для пенсионеров (кому больше 60-ти), студентов, для людей болеющих серьезными болезнями.

Для иностранных туристов тоже есть приятный бонус — это так называемый Indrail Pass — Ж/Д абонемент, который разрешает неограниченное число поездок на определенный период (бывают от 1 до 90 дней).

Бронирование открывается за 60 дней до даты поездки.

Классы вагонов

Классы вагонов в Индии — это как у нас плацкарт, купе, св. Только больше хардкора.

Общий вагон

Аналог нашего общего вагона — количество людей зависит только от того сколько физически смогут поместиться. Люди будут стоять, лежать, сидеть в проходах и друг у друга на головах.

Цена примерно 3-5 доллара за 1000 километров.

Спальный вагон

Это наш плацкарт, только вместо двух этажей полок — три. Кто занял верхние — тот и лежит, остальные сидят на нижних полках. Людей уже правда поменьше чем в общем классе.

Цена примерно 8-10 долларов за 1000 километров.

Первый класс / First class Non-AC

Это наше урезанное купе — вместо четырех две полки, одна над другой.

Третий класс

Тот же спальный вагон — те же трехэтажные полки, но людей в проходах и сидящих по 10 человек на нижней уже не будет — у каждого своё место. По плану должно быть 72 человека в вагоне.

Цена 16-20 долларов за 1000 километров.

Второй класс

Аналог третьего класса, только два яруса полок, вместо трех.

Цена 25-28 долларов за 1000 километров.

Первый класс

Это уже Люкс. Два места — друг напротив друга, изолированная комната, мягкие спинки — всё чтобы чувствовать себя белым человеком.

Цена — 50-60 долларов за 1000 километров.

Поезда в Индии очень сильно опаздывают. Если вы берете билет на поезд, у которого ваша станция не начальная, а транзитная, то не удивляйтесь что когда выйдете на перрон, а поезда не окажется. Вполне придётся подождать ещё несколько часов. Так что если вы едете с Гоа, например, в Дели на самолёт, то лучше выезжать, чтобы в запасе как минимум оставалось у вас часов 15-20, с заявленного времени прибытия. Поезд опоздает гарантировано.

Поезд на водопаде Дудхсагар в ГОА:

Поезда в Индии. Взгляд изнутри:

Не секрет, что я люблю ездить на поездах. В Индии они являются главным методом междугороднего сообщения. Я бы предложил им лозунг: "Медленно но ведно!" Сеть плотно покрывает всю страну, и из крупных городов есть выбор нескольких направлений.

Давайте я вам сегодня расскажу, об индийских железных дорогах.

Романтика железнодорожных поездок покорила моё сердце ещё в детстве. Стук колёс ассоциировался с бутербродами, холодной котлетой в фольге, варёными яйцами и редиской. Теперь я везде стараюсь ездить на поезде, .

Именно поэтому, несмотря на наличие на руках авиабилета, я решил поехать из ночным поездом. Яша, наш эксперт по Индии (любит её, как я Японию), объяснил мне тонкости бронирования билетов:

"Они все распродаются где-то за месяц. Но есть специальная квота для белых людей иностранных туристов, она открывается за сутки до дня отбытия. Можно заказать через интернет. Но тогда надо регистрироваться на сайте ж/д компании. А для этого нужна прописка, или как минимум местный номер телефона. Ты в принципе можешь симку купить, но для этого тоже нужна прописка. Или отель. Или ты можешь на станцию пойти - это где-то полчаса езды отсюда. Или пойди к тревел-агенту, и пусть он сам с этим морочится, это тебе будет стоить где-то сто рупий."

Если вы, как и я, запутались в яшиных объяснениях, давайте я вам подведу итог:

"Надо идти и заказывать билеты в агенстве, это практически бесплатно."

Так я и сделал. Яша долго объяснял мне разницу между классами вагонов, но без наглядного пособия я опять ничего не понял, поэтому сказал агенту брать самый высший класс, который будет. Семь лёгких визитов в его офис ("Через час приходи, точно всё будет готово!"), и билет был у меня на руках.

Билеты в Индии бумажные. Не знаю, что будет, если их потерять. Может придётся проходить через . Ну я к счастью на этот раз не потерял. Приехал на вокзал с запасом времени. Вокзал внушительный, перед ним большая площадь.

Вообще, опять же со слов Яши, индийские поезда имеют особенность опаздывать. Могут во время уйти, могут на час опаздать. Могут и на 12 часов. Это как рулетка. В Индии народ просветлённый, они такие изменения в расписании воспринимают философски. Народ сидит на полу в холле вокзала, общается.

На стене висит огромное табло. Кому-то вот не повезло - Хогвартс Экспресс их поезд отменили.

Кому не хватает места в холле могут и на перроне прямо ждать.

А вот это - зал ожидания для пассажиров VIP. У входа сидел строгий сикх, потребовал показать ему мой билет. Видимо мой класс сервиса его удовлетворил, и он меня запустил пообщаться с местной элитой. Я правда после третьего таракана, который попытался со мной познакомиться сбежал обратно в народ.

Да и вообще, пора мне идти на свой поезд - пока перрон найду нужнуй, пока что... Переходы между перронами все надземные.

В переходе предупреждение: Осторожно, тут какое-то комически большое количество вольт!

А ещё сверху видно, что некоторые пути для грузовых составов используют. Непонятно правда, зачем они через вокзал проходят.

Цистерны тут тоже прогоняют.

Кстати надземные переходы в Индии только для женщин и трусов. Настоящие мужчины ими не пользуются. Мне стало немного стыдно.

Ладно, надо искать мой поезд и вагон. Ехать мне всю ночь. В Индии куда бы ты не ехал на поезде, всегда лучше на ночном. Ходят они не быстро, можно поспать. Хорошо, что у меня одна ночь. Когда я забирал билет, там парень был, через всю страну собирался - ему часов сорор ехать надо было. У меня, я знаю, спальный вагон... Может вот этот? Написано Sleeper.

Заглянул - по моему не он. Меня смутило, что в окно можно с улицы руку просунуть. Тут я вспомнил, Яшин рассказ, что Sleeper - это где в окнах стёкол нету. Ночью надо на себя спальник одевать. Хорошо, что это не мой.

Рядом - вагон "второго класса". Он не только без окон, но ещё и сидячий.

Чудно наверное в таком вагоне всю ночь ехать. Надо будет у dobriifin спросить. Он вроде катался на таком

Если приглядется, то вообще на тюрьму смахивает. Посмотрите на этих несчастных людей!

На некоторых окнах не только стёкол, там даже и решёток нет. Аварийный выход - если ничего не надо открывать или выбивать то легче.

А есть целые вагоны специально под багаж. Нам с вами, которые с чемоданами путешествуют трудно понять, ведь его можно просто под койку задвинуть...

Но в Индии совсем другие масштабы. Вот кто-то сколько всего с собой везёт. Тут никакой под койки не хватит. Так что отдельный вагон есть.

Тут на перроне тоже ждут чего-то. Вообще индийцы ждут где попало. Так наверное и в Китае было бы, если б они людей на перроны пускали. Но китайцы любят порядок, и очень (почти никому, и почти никогда). А в Индии - пожалуйста.

Тут даже животные по платформам ходят. , а как насчёт обезьянок? Ждут поезда, общаются с местными.

Не все готовы на платформе ждать. Некоторые прямо на поезд запрыгивают.

Так вот кажется это уже более похоже на мой вагон. "AC" значит кондиционируемый. Зачем зимой кондиционер? Да потому, что в таких вагонах окна застеклённые. Это тот люкс, из за когорого впускают в зал ожиданий VIP. По стилю напоминеют советские купейные. Но этот трёхярусный, а я двухярусный брал.

Вот он. Наконец. Самый дорогой вагон во всём поезде. За ночной проезд вышло около $23. (Это уже с тем, что в травел агентстве накинули.)

Возле дверей вагона вешают распечатку пассажиров с их местами. Может быть потеря билета не была бы так катастрофична, как мне показалось.

Зашёл в вагон. С виду плацкарт-плацкартом. Полки нормальные, просторные, на потолке вентилятор. Жить можно.

В моём отделении замешательство какое-то. Три парня-азиата пытаются выгнать со своих мест двух индийских женщин. У мальчиков опрятные билеты на эти места, и они ещё ко всему сфотографировали список снаружи вагона, где их имена написаны. А у тётенек на билетах места от руки написаны. Зато они уже в них сидят, и двигаться не собираются пока, несмотря на все красноречивые уговоры и доводы. Частично это потому, что они по английски не очень понимают.

"Какой обед будем," спрашивает вдруг мужик в форме, "Вегетарианский или нет?"

"Проводник!" говорит самый общительный из парней, протятивая билеты "помогите нам разобраться с местами!"

"Сейчас, сейчас. Вы обед то какой хотите?" все вокруг сказали что будут вегетарианский, после чего он развернулся и ушёл, так и не посмотрев на места.

Вернулся через пять минут с упакованными обедами.

"С вас четыреста рупий," сказал он. Тут я заметил надпись "Express Food" у него на форменной рубашке, и понял, что никакой он не проводник.

"Разве еда не включена в цену билета?" удивился китаец "Я думал что включена!"

"Нет-нет. Что вы. Ни в коем случае," заверил его продавец упакованых обедов. Тут мы заметили, что никто из индийцев обед не взял. Да и вообще мужик обращался только к туристам. Снова развели, подумал я.

Ребятам к тому времени удалось найти настоящего проводника, и он пересадил тётенек на другие места. Мне потом объяснили, что даже елси билетов совсем нет, то надо смело прыгать на поезд. С проводником всегда можно договориться. В крайнем случае проедете в тамбуре пока на следующей остановке койка не освободиться.

А я познакомился со своими теперь уже точно соседями. Двое из них были с Тайваня - одного звали Мэтт (он был общительный), другого - Иэн. Третий был японцем ("Кон-бон-ва!" перебил я тут же) его звали Кэнго.

Когда Мэтт узнал, что я родом из Москвы, он воскликнук "Ждрезтвууйтэ! Мэниа заавут Дыыыма!" Оказалось он в университете зачем-то русский учил. А у китайцев всех имена настолько непроизносимые, что они вместо того, чтоб переводить их для иностранцев, выбирают себе новые. Поэтому чувак по английски представлялся как Мэтт, а по-русски он Дима.

Как и ожидалось, наш вегетарианский ужин оказался несъедобным.

Мы с завистью смотрели на индусскую парочку в боковых местах, которые додумались принести с собой чипсы, и теперь пировали.

Через пять минут мы тронулись. По вагону прошёлся проводник, и попросил всех иностранцев расписаться, что они были предупреждены об опасности отравления на поезде.

"Хорошо, что нас заранее предупредили сразу после ужина," пошутил Дима, подписываясь за всех.

Как оказалось покоя нам никто не даст. Мимо постоянно проходили продавцы дополнительных обедов, чипсов, воды в бутылках и чая.

"Ну а чай то бесплатный?" спросил Кэнго.

"Конечно!" воскликнул чай-валла.

"Тогда нам три." - "Четыре!" поправил его я.

Парень налил нам четыре стаканчика, раздал их, и сказал:

"Восемьдесят рупий." Спорить было глупо, тем более что 20 рупий на человека, это хоть и грабёжь за малеьнкий стаканчик чая, но всё же меньше 30 центов.

Проболтав пару часов мы пошли спать. В вагоне каждое отделение занавешивается, не помню такого в российских плацкартах.

Наутро мы приехали в Тадж махал. Я пошёл здавать рюкзак в камеру хранения, где его отказались принимать без замка.

"Пойди в магазин, купи замок," показал мне на киоск смотритель камеры хранения. Абсолютно бесполезный замок стоит 25 рупий. Уверен десять из них идёт сразу в карман смотрителя.

Смотрю, какой-то поезд пришёл на грузовой путь. Никого не смущает отсутствие перрона, все выходят прямо на рельсы.

Вечером того дня, забрав сумку, я должен был ехать дальше.

"Твой поезд назад в Дели будет супер-люксовый," пообещали мне, увидев билеты. "Скоростной. Почти как "

Интересно, видели ли эти люди когда-то синкансэн. Ну в общем то поезд был чистым и действительно быстрым. И как пологается в синкансэне, я всю дорогу проспал.

Давайте я вам на сладкое немного паровозов локомотивов покажу:

Они все очень такие "индустриальные". Сразу видно, серьёзные штуки.

Все локомотивы разные! Наверное кто-то в них разбирается, расскажет откуда они берутся, нан называются?..

А, чуть не забыл. Ещё бывают вагоны для стульев. Разнообразию индийских вагонов нет предела!

Такие вот поезда в Индии. Бессмысленные и беспощадные - это про них.

Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

Общая информация

Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

Расписание поездов

Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

Как купить билет на поезд в Индии

Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу – самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

Вагоны

При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

Короткое Видео, вагон Sleeper Class

По горным железным дорогам Индии стоит путешествовать хотя бы потому, что там ходят настоящие игрушечные поезда, которые спроектировали и установили более 130 лет назад британские инженеры. Справедливости ради надо сказать, что именно в Индии вы увидите выдающиеся образцы железных дорог в горах, построенные с учетом тяжелейших условий горного ландшафта и буйной тропической растительности.

Первые направления для движения такого вида транспорта были открыты между 1881 и 1908 годами. В процессе создания удивительных железнодорожных кружев и серпантинов применялись очень смелые и остроумные инженерные решения. Вследствие реализации проекта Индия получила эффективные железнодорожные линии, проложенные в горной местности необычайной красоты.

Сегодня они по-прежнему работают, перевозя пассажиров в полном объеме. Подвижный состав также сохранен с тех незапамятных времен и служит живым примером того, как работали машиностроительные предприятия в конце XIX - начале XX в.в. Согласно задумке проектантов и инженеров, горные железные дороги Индии должны соединять высокогорные климатические курорты с предгорьями, прокладывая свои извилистые пути через изрезанные долинами и реками живописные горные ландшафты. Реализация таких грандиозных планов в тот период стала воплощением выдающихся планов британских технических специалистов,примером инженерных чудес и колоссальных изменений в технологии.

Всего в Индии проложено семь маленьких железнодорожных линий, шесть из которых - узкоколейки (ширина колеи - 2 фута т.е. 610 мм) и одна - шириной 1 м. На сегодня во всем мире насчитывается всего около 20 аналогичных железных дорог, которые до сих пор остаются в эксплуатации. Все дороги, о которых пойдет речь, построены в девятнадцатом и начале двадцатого века по приказу британцев, руководивших в то время страной.

Три из семи вышеперечисленных дорог находятся в очень труднодоступных местах, в их числе:

  • Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway, 1881 г.)
  • Калка-Шимла железная дорога(англ. Kalka Shimla Railway, 1898 г.)
  • Кангра Вали(англ. Kangra Valley Railway) Патанкот (1924)

Четвертая - Масрен Хилл железная дорога (англ. Matheran Hill Railway) находится в Махараштре.

Следующая, Ламдинг-Селчер(англ. Lumding-Silchar) - построена на рубеже XX века, железнодорожная ветка лежит глубоко внутри штата Ассам, в долине реки Барак и гор Качар.

В 2005 году была сдана в эксплуатацию еще одна горная железная дорога в Индии - Кашмир, ее ветка пролегает в труднодоступных горных районах в Гималаях на севере Индии.

Горные железные дороги Индии, включенные в список ЮНЕСКО

Согласно списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, на территории страны функционирует три старинных линии, включенных в его перечни:

1. Дорога Калка-Шимла (англ. Kalka Shimla Railway) - проложена в предгорьях Гималаев, в штате Химачал-Прадеш (север Индии, столица город Шимлла), ее протяженность 96,6 км. Ветка была спроектирована в середине XIX века, ее эксплуатация началась в 1903 году. Пассажиры, пользовавшиеся этим маршрутом, утверждают, что масштабность строительства, осуществлявшегося в те годы, действительно впечатляет до глубины души. Очевидно, что трудности, которые преодолевали инженеры и строители этой дороги, тоже были огромными.

Город Шимла, отправной пункт железнодорожной ветки, в середины XIX века выполнял роль летней столицы британского колониального правительства Индии, поскольку был расположен на самом севере страны, в Гималаях, благоухающих летом прохладным и чистым горным воздухом. На юге Индии аналогичную роль все той же летней обители для правительства выполнял штат Тамил Наду(Тамилнад) и его столица Ченнаи.

Необходимость строительства горной железной дороги в направлении Шимлы была вызвана именно перемещением правящих чиновников. На лето они, как правило, уезжали из Дели в горы, за комфортным климатом, а к осени возвращались обратно - в офисы и конторы столицы. В настоящее время по маршруту Калка-Шимла-Калка ходят четыре поезда, два из них -исторические раритеты, занесенные в список ЮНЕСКО, - Shivalic Express и Himalayan Queen. Третий - современный представитель ж.д.транспорта, Rail Motor, четвертый - самый дешевый транспорт Simla Express.

Время в пути исторических игрушечных поездов - примерно 5 часов. Shivalik Delux по уровню комфорта более роскошный, чем Гималайская Королева(Himalayan Queen), Rail Motor имеет средний уровень комфорта, т.е. менее удобный, чем Shivalik Delux. В соответствии с уровнем сервиса определяется и стоимость проезда в этих поездах.

Цена билета на горных железных дорогах Индии

Прокатиться из Шимлы в Калку можно:

  • за 415 рупий($6) - на Shivalic Delux
  • за 305 рупий($4,15) - на Rail Motor
  • за 255 рупий($3.8) - на Queen
  • за 65 рупий($1) - на Simla Express

График движения поездов на горной железной дороге Калка-Шимла-Калка

Первый рейс из Калки (Rail Motor) - в 5.10 утра, Shivalic Express - в 5.30, Simla Express - в 6.00, Himalayan Queen отправляется из Калки в 12.10. Shivalick Express - более комфортный и более удобный поезд, что видно и по цене билета.

2. Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway)

Эта Гималайская железная дорога расположена в предгорьях Гималаев в Западной Бенгалии (штат на северо-востоке Индии), ее протяженность - 88 км. Дарджилинг Гималайская железная дорога, также известная как Toy Train - узкоколейка шириной 2 фута (610 мм), проложенная между Новой Джалпайгури и Дарджилинг в индийском штате Западная Бенгалия. Ее создали в период с 1879 по 1881 годы, протяженность - около 78 километров(48 миль). Поезд в процессе движения по маршруту преодолевает перепад высот от 100 метров (328 футов) в Нью-Джалпаигури до около 2200 метров (7,218 футов) в Дарджилинг.

3. Нилгири (Nilgiri Hills) - железнодорожная горная ветка расположена в горном массиве Нилгири-Хиллз(Голубые горы) в штате Тамилнад (Южная Индия), ее протяженность - 45,88 км. Особенность этого региона - принадлежность к территории биосферного заповедника Нилгири, также включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XIX века эти места были очень популярны летом и на выходные дни как отличные оазисы для отдыха британцев. В 1827 году городок Ути стал официальной летней санаторной столицей провинции Мадрас. С тех пор началось строительство местных горных дорог, а в 1899 году была завершена огромная работа - горная железная дорога Нилгири. По рельсам старинной железнодорожной ветки поезда ходят до сих пор.

Раритетный Нью-Дели Экспресс - известная далеко за пределами Индии поезд-игрушка, курсирующий по ветке Нилгири, он также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Игрушечный паровоз с пассажирскими вагонами ходит по маршруту один раз в день - из Меттупалайям (Mettupalayam) отправляется в 07.10 и достигает Ути в полдень. Обратный рейс из Ути - в 14.00, в Меттупалайям пассажиры прибывают в 17.35.

Согласно новым планам, поезд по маршруту Меттупалайям-Ути планируется присоединить к Нилгири Экспресс, который курсирует из Меттупалайям в Ченнаи через Коимбатур.

В летний период для увеличения количества перевозок планируется дополнительный рейс, который будет функционировать в апреле и мае. Из Меттупалайям он будет отправляться в 09.30 (AM), аиз Ути в 12.15 (PM). Между станциями Кунур и Утакаманд(Udagamandalam) также курсируют ежедневные поезда, они осуществляют по четыре рейса в каждую сторону. Нилгири экспресс покрывает по горной железной дороге расстояние 26 км (16,2 миль), при этом проходит через 208 кривых, 16 туннелей и 250 мостов. В гору путешествие занимает около 290 минут (4,8 часа) , спуски длятся 215 минут (3,6 часа). Ветка Nilgiri Hills имеет самый крутой трек в Азии, ей максимальный градиент 8,33%.

Хотите побывать в мифическом путешествии, ощутить дыхание Гималаев или Голубых гор Индии? Рекомендуем сделать это хотя бы раз в жизни!

Расписание поездов найдете на сайте железных дорог Индии - indiarailinfo.com.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!