Скульптуры львов на адмиралтейской набережной. Панорама Львы Дворцовой пристани. Виртуальный тур Львы Дворцовой пристани. Достопримечательности, карта, фото, видео. Львы на Дворцовой пристани

Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира, немалую толику величия которого составляют обитающие в городе многоликие скульптуры львы. Невзирая на капризы переменчивой погоды и в целом несвойственный для их ареалов обитания климат, царственные животные вольготно чувствуют себя в туманной Пальмире, расположившись едва ли не на каждом углу. История умалчивает об истории их появления на просторах северной столицы, однако принято считать, что мода на львов во всех ее проявлениях (гранитные, чугунные, мраморные и бронзовые скульптуры львов) получила широкое распространение в первой трети ХІХ века с проникновением в русскую архитектуру стиля классицизма. Не подвергая сомнениям высказывания ученых мужей, заметим лишь, что факты львиной миграции имели место и ранее.

Поговаривают, что первые львы появились на берегах Невы вскоре после основания города, ибо Государь Император Петр І в поисках лучшего открыл в Европе не только чудеса судостроения, но и архитектурные изыски. Петербургские львы представлены завидным многообразием форм и размеров, неизменно привлекая обитателей и гостей города не только внешним видом, но и связанными с ними многочисленными историями и перипетиями событий.

Пожалуй, одними из наиболее популярных львиных старожилов Петербурга являются львы Дворцовой пристани. Искусно вычеканенный из меди царственно-величавый грозный зверь с ощеренной в мощном рыке пастью, открывающей взгляду недруга устрашающие клыки – вот она скульптура льва сторожевого во всей красе. Знаменитая львиная пара – объект неизменного внимания жаждущих увидеть Петербург собственными глазами, но мало кто знает, какая череда случайностей определила их внешний вид и саму возможность обитания на берегах Невы.

Находящаяся в центре столицы, да еще и неподалеку от царской резиденции, пристань требовала достойного оформления. Его Величеству предлагались различные варианты декоративного решения вплоть до копии исполинских конных групп наподобие находившихся в Париже у въезда на Елисейские поля, однако определяющим для принятия окончательного вердикта стал финансовый отчет директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка.

В ответ на запрос, сколько же будет стоить купить статую льва в количестве, необходимом для украшения пристани, Кларк сообщал, что изготовление методом литья и чеканки из листовой меди по уже имеющимся на заводе моделям позволит значительно ускорить и удешевить как производство, так и установку декоративных стражей. Невзирая на протесты архитектора К. Росси, взывавшего к благоразумию Государя Императора, ибо, с его точки зрения, львы, взятые за основу, ничтожно малы для оформления набережной, Николай І утвердил проект. Ведь казна не бездонна, а незадолго до этого «имперским финотделом» уже была выделена баснословная по тем временам сумма для приобретения настоящего шедевра древнеегипетской архитектуры, призванного украсить столичные берега.

Однако вернемся ко львам Дворцовой пристани. Прототипом, против которого так рьяно выступал К. Росси, послужили львы Трискорни, охранявшие вход в военное министерство. Насколько фантастически прекрасным может быть мраморный лев, Петербург не раз убеждался на примере именно этой пары. Крупноголовые с тяжелыми завитками непокорной косматой гривы, покоящейся на поджаром мускулистом теле, царственные животные заставляют посетителей почтительно задержаться у входа в здание. Мощная лапа одного из зверей покоится на шаре, а взор обращен к не менее грозному сопернику, чьи выпущенные когти подхватывают выскользнувший шар. На постаменте указана и фамилия автора, и год, и место создания мраморных красавцев, однако это дает больше вопросов, нежели ответов.

Наиболее талантливым из семьи скульпторов Трискорни был Паоло, а экономически успешным – Августин. Но поскольку Паоло посчастливилось стать более известным, авторство младшего брата не всегда афишировалось. Кроме того, Паоло всегда подписывал свои работы именем, а не только фамилией семьи, а на постаменте фигурирует лишь фамилия. Кто же, в конечном итоге, является автором знаменитых петербургских львов? И где прохлаждалась мраморная пара с года своего создания (1810) до постройки особняка (1817), который была призвана охранять? Не лишним будет упомянуть, что хотя композиция и внешний облик зверей был несколько видоизменен, приписывать Трискорни полное авторство шедевра – значит погрешить против правды, так как за основу взяты скульптуры флорентийской площади.

Львы красивейшей флорентийской Piazza della signoria дали жизнь не только львам Трискорни, но и гипсовым скульптурам, установленным на главной лестнице Академии художеств, медным львам дворца в Стрельне, чугунным изваяниям Елагина и Михайловского дворцов и потрясающим воображение статуям Львиного каскада. Хотя порой авторство последних предписывается скульптору И. Прокофьеву, однако подробный перечень работ профессора сторожевых львов не включает, а допущение сие основано на путанице в документах, в которых гипсовые слепки флорентийских львиных форм соседствуют со слепками тритонов работы И. Прокофьева. Как бы там ни было, но копии флорентийских предводителей животного царства не менее прекрасны, нежели оригиналы, а роскошным гривам первых в Петербурге чугунных львов Елагина дворца могли бы позавидовать самые яркие красавицы империи.

Львы Петербурга без труда вписались в насыщенную жизнь столичной аристократии, влияние которой было настолько велико, как шутили петербуржцы, что даже застывшие изваяния порой меняли свой облик. О философствующих львах у дома Лаваль ходили легенды далеко за пределами града Петра Великого. Помилуйте, ну как тут не увлечься высокими материями, ежели в дом захаживают такие светлые головы – А. Пушкин, Н. Карамзин, А. Грибоедов, М. Лермонтов и многие другие. И хозяйка дома, и сам дом, и его задумчивые львы производили столь неизгладимое впечатление, что «высокий дом на берегу Невы» не преминул упомянуть в своей поэме «Русские женщины» Н. Некрасов.
Львы Лаваль необычны не только выражением задумчивых морд, но и в целом декоративным решением. Их головы, шея и часть спины покрыты незатейливым платком, украшенным симметричными бороздами, напоминающим традиции изображения древнеегипетских сфинксов, популярность которых значительно возрастет после военных кампаний Наполеона Бонапарта в Египте и Сирии.

Архитектура Петербурга сложна, многогранна и славится бессчетным количеством впечатляющих памятников и монументов, однако многообразие именно этих сооружений позволяет говорить о музее под открытым небом – музее петербуржских мостов. Соединяя воедино огромный город, эти жизненные нити были не простым слиянием камня и металла, а творением рук человеческих, призванным не только упрощать свободу передвижения, но и украшать просторы северной столицы. Многие из них создавались совместными усилиями команд инженеров, архитекторов, проектировщиков, скульпторов, художников, однако три моста являются поистине гениальным результатом союза двух творческих гениев – инженера Г. Треттера и скульптора П. Соколова, создавших Львиный, Банковский и Египетский мосты.

Работы над возведением Львиного и Банковского мостов велись практически одновременно, поэтому неудивителен факт двойного использования тандемом ряда технических и декоративных решений. Оба моста представляют собой контрастное единение ажурной ограды с массивными чугунными изваяниями попарно расположенных животных, посаженных мордами друг к другу и держащих в пасти свисающие вдоль перехода толстые стальные тросы.

Несмотря на кажущуюся монолитность, состоящие из двух половин изваяния полые и прячут под прорисованными выпуклыми мускулами и впившимися в постамент мощными лапами крепления висячего сооружения. Сторожевые львы Львиного моста несут свою службу уже многие годы, но о том, как невыносимо тяжела вверенная им ноша, свидетельствует лишь неестественно захлестнутый на исполинскую спину напряженный хвост.
Покой Банковского моста и близлежащей округи охраняют иные создания – грифоны. Отдавая дань древним легендам о мифических существах с головой и крыльями орла и телом свирепого льва, скульптор П. Соколов водрузил на находившиеся неподалеку от Ассигнационного Банка пьедесталы именно грифонов. Как и львы Львиного моста, грифоны Банковского были отлиты из чугуна, но орлиные крылья с тонко проработанным оперением были отчеканены из красной меди и покрыты красным, а затем сусальным золотом – символом того богатства, которое и были призваны охранять.

Помимо мостов и набережных, крылатые создания нередко встречаются в работах знаковых для истории строительства Петербурга архитекторов Дж. Кваренги и К. Росси. Поэтому если любознательный читатель испытывает желание познакомиться с иными представителями многочисленного семейства петербуржских грифонов, то может смело отправляться на прогулку по Невскому проспекту – место встречи мифических созданий от мала до велика. Ведь сторожевые львы Банковского моста далеко не единственные блюстители порядка и хранители богатств северной Пальмиры. Более того, не единственные львиноподобные мифические существа.

Просторы Петербурга стали пристанищем для созданий, по выражению древних египтян, мудрых как человек и сильных как лев – сфинксов. Хотя львы Петербурга наследуют скорее греческую, нежели египетскую традицию изображения этих мифических созданий – с телом льва, но головой и грудью женщины. Таковы сфинксы Египетского моста, Каменного острова и пристани Свердловской набережной у дома А. Безбородко, во дворе Горного института и на фонтанах Ж. Тома де Томон.

Однако Свердловская набережная и усадьба А. Безбородко известны не столько сфинксами, сколько не имеющей аналогов по красоте и монументальности львиной оградой. История гласит, что обустройство участка набережной напротив усадьбы проходило под чутким руководством архитектора Дж. Кваренги, ответственного за перестройку дома, однако ни автор, ни место отливки 29 довольно миролюбивых чугунных львов-близнецов, держащих в пасти провисающую цепь ограды, доселе неизвестны. Как и причины, почему же, собственно, их именно столько.

Подлинно египетским образчиком монументально-декоративной скульптуры являются два гранитных изваяния из Древних Фив, установленные на пристани у Академии Художеств и датируемые XV веком до н.э. По щучьему велению, по моему хотению, езжайте-ка вы, господа сфинксы, в славный град Петра Великого! Смех смехом, но если бы не веление судьбы, наследие фараонов украшало бы отнюдь не Петербург, а Париж. Начавшаяся в июле 1830 года буржуазная революция отвлекла французское правительство от скупок исторических ценностей, и, следуя желанию (и возможностям) государя императора Николая I, сфинксы отправились в северную столицу Российской Империи.

Улицы города на Неве стали пристанищем не только для классических европейских образчиков львиного декора и наследования традиций мифического изображения царя зверей, но и для непривычных русскому взгляду диковинных исполинов, неизменно влекущих как бывалых петербуржцев, так и толпы восторженных туристов. Три долгих года понадобилось гигантским львам «Ши-цза», чтобы добраться из далекой Маньчжурии в туманный Петербург и стать на стражу Петровской набережной. Дорога не из близких, да и шутка ли – почти 5 тонн общего веса и по 4,5 метра высоты на каждого из великанов потребовали немалых финансовых затрат. Изваяния установлены на набережной по просьбе спонсировавшего «поездку» щедрого дарителя – генерала Н. Гродекова, имя которого увековечено благодарными жителями на широком трехступенчатом постаменте, служащем основанием для китайских колоссов.

Признаться откровенно, гротескно выпяченная грудь и огромная пучеглазая голова с распахнутой от уха до уха пастью, демонстрирующей ряд мелких острых зубов, мало напоминает классическое львиное изображение, но дареному коню (ах, простите, льву) в зубы не смотрят. Не так давно петербуржские львы приняли в свои ряды еще одну экзотическую пару под стать «Ши-цза», приехавшую из далекой Поднебесной на трехсотлетие основания Петербурга и ставшую частью «Китайского сада дружбы» – дара городу от мэрии Шанхая. Одним словом, и дипломатические вопросы уладили, и «Ши-цза» теперь не будет одиноко.

Перефразируя слова известного классика, Нева – как много в этом слове для сердца львиного слилось…Многочисленное львиное семейство Петербурга, созданное усилиями Ф. Растрелли, К. Росси, Дж. Кваренги, Ж. Тома де Томона, П. Трискорни, А. Воронихина, П. Соколова, В. Демут-Малиновского и многих других «оставшихся за кадром» неизвестных творцов, успешно хранило город от непрошенных гостей. За более чем трехсотлетнюю историю града на Неве нога врага ни разу не ступила на благословенный гранит петербуржских набережных. Однако усилиями современных авторов львиная популяция растет, и кто знает, может быть, следующий представитель львиного прайда станет на защиту жилища нашего читателя…

Царь зверей на переправе

Крылатые создания

Дом со львами

Львы у Елагина дворца

Китайские львы Ши-Цза

Львиная стая

Львы на Дворцовой пристани

Петергофский лев

">

Северную Пальмиру населяют разнообразные существа: с набережных на прохожих взирают загадочные сфинксы, со стен дворцов раскрывают клювы разномастные совы, бьют хвостами драконы, замерли в тишине нетопыри, кони, малыш Чижик-Пыжик. Не обошлось и без львов – гигантских котов в культурной столице немало: гипсовых, мраморных, высеченных из гранита, ярких, блеклых, филигранных, простых, современных и насчитывающих не менее 200 лет. Но обо всем по порядку.

Согласно мифологии, лев – лидер и мудрый правитель, наделенный могуществом, отвагой, мужеством и величием. Он олицетворяет власть, огонь, дневное светило. Когда точно возникла мода на декорирование крова и улочек хищниками неизвестно: по одной из версий, эта страсть проявилась во времена правления Петра I, который встречал подобные каменные творения в Европе. Суеверные же европейцы в средневековье пришли к убеждению, что львы – отличные стражники, так как спят с распахнутыми глазами, а потому не пропустят под крышу бесов. Согласно другой теории, скульптурные изображения этих зверей стали распространены в девятнадцатом веке, когда русские зодчие обратили внимание на Итальянское искусство и творчество античных гениев, которые нередко высекали из камня пышные гривы, цепкие когти и могучие поджарые тела. Давайте вспомним, где в нашем краю можно встретить удивительных существ.

Царь зверей на переправе

«Мост со львами в Санкт-Петербурге?» - это про пешеходный Львиный мостик, переброшенный через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе. Построена речная переправа была в 1825 году. В этот же промежуток времени академик Павел Петрович Соколов взялся за создание алебастровых форм для будущих монументов. Каждый из благородных красавцев служит не только в качестве украшения: в двухметровых белоснежных статуях скрыты механизмы, удерживающие мостовой пролет и людей на нем. Устойчивость конструкции придают увесистые плиты, служащие основанием левушек.

Подвесная переправа пришлась по душе не только местным обывателям: спустя 10 лет немецкая компания Borsig возвела уменьшенную копию моста в Тиргартене – одном из парков Берлина. Разработкой проекта занимался градостроитель Людвиг Гессе. Увидеть это деревянное сооружение можно и в наши дни.

Крылатые создания

Любимые многими львы с крыльями в Санкт-Петербурге расположились на Банковском мосту. На самом деле, их зачастую называют грифонами, но находятся и несогласные с таким термином, ведь согласно преданиям, эти сказочные персонажи обладали головой птицы, а у скульптур на канале Грибоедова такой особенности нет.

Открытие Банковского моста состоялось спустя 25 дней после запуска Львиного мостка, к строительству изящной конструкции были привлечены те же архитекторы и ваятели. Принцип устройства такой же, что и у старшего собрата: изысканные пролёты держатся звеньями цепи, которые укреплены в изваяниях. Полюбоваться здесь можно не только волшебными львами-грифонами, но и пейзажами: с настила открывается великолепный обзор на храм Спаса на Крови, Казанский Собор и Дом Зингера, изумрудные насаждения вокруг серого гранита и спокойную, чуть зеленоватую рябь воды, в которой отражаются горделивые блюстители справедливости.

Дом со львами

О них писал еще Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Медный Всадник»: «С подъятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые». Разумеется, речь идет о потрясающих стражах, что держат лапой покатые каменные шары у Дома Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади. Уникальные особи, поражающие своим грациозным и величавым видом, родились в Италии: под южным солнцем над сотворением точеных линий работал мастер Паоло Трискорни.

В XXI столетии в элегантном дворцовом комплексе, который спроектировал прославленный архитектор Огюст Монферран, расположен отель класса делюкс, постояльцев которого каждую ночь стерегут благородные кошки.

Львы у Елагина дворца

У восхитительного Елагина дворца на гранитных постаментах разместились две чугунные скульптуры львов, лапы которых покоятся на полусферах. Издали они кажутся близнецами: копна косматых волос, таинственный полуоскал-полуулыбка, однако если рассмотреть фигуры поближе, то станут очевидны различия: они есть как в положении, так и во внешнем облике. Изготовлены были в 1822 году на Санкт-Петербургском казенном литейном заводе.

Китайские львы Ши-Цза

Эти необычные скульптуры окаменели на Петровской набережной неподалеку от домика Петра Великого. Массивные фигуры весом в 2,5 тонны родом из Маньчжурии: на свое новое место жительство они переехали в 1907 году, когда были преподнесены Петрограду в качестве подарка.

В Китае львы-лягушки обязаны стеречь семейный очаг, а потому высекаются и устанавливаются как минимум парой. Папа-лев, как глава династии, удерживает шар, символизирующий свет, знания, богатство, а его спутница, мама-львица, поддерживает малыша-львенка: раскрытая пасть супруги главы звериного царства отгоняет нечистую силу от своего чада, которому предстоит продолжить род.

Изначально предполагалось, что свободолюбивые хищники украсят храм-молельню генерала Чана в китайском Гирине, однако после смерти чиновника новоявленный губернатор решил преподнести в дар львов приамурскому генерал-губернатору Николаю Ивановичу Гродекову, который, в свою очередь, передал их в столицу Российской Империи.

Другими излюбленными восточными животными, поселившимися в Петербурге, являются шанхайские львы, подаренные городу на 300-летний юбилей. Живут они в Саду дружбы на Литейном проспекте.

Львиная стая

Самую большую популяцию этих грациозных представителей кошачьего семейства можно отыскать перед дачей Безбородко на Свердловской набережной. 29 львов соединены тяжелой чугунной цепью. Сам особняк был возведен еще в 1773-1777 годах, однако затем несколько раз перестраивался. Каменные стражи были установлены перед усадьбой в начале XIX века. Возможным автором изваяний принято считать Николая Александровича Львова.

Кстати, в 70-ых годах XX века у роскошной дачи проходили съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Герои кинокартины пытались найти клад подо львами! Помните этот момент?

Львы на Дворцовой пристани

Однако самыми популярными, по мнению краеведов, львами в городе являются отважные создания у павильона Адмиралтейства. Чугунные изваяния стоят на высоких пьедесталах, повернув друг к другу крупные лохматые головы. Пасти их оскалены то ли в страшном рыке, то ли в удовлетворенном урчании, торчат острые, устрашающие клыки... Мощные мускулистые телеса застыли в напряженной позе, по одной лапе с выпущенными когтями покоится на шаре.

Кстати, о шарах – многие из царственных зверей действительно изображаются со сферой под лапкой, и этому есть объяснение. Дело в том, что львы призваны охранять жилище человека от посягательства злых сил. Но что будет, если страж заснет? На такой случай и нужен шар: когда лев погружается в вожделенную дремоту и расслабляет конечность, шар начинает катиться. Почувствовав движение, Король всех животных сбрасывает оковы сна, чтобы и дальше блюсти свою службу.

Львы, которых можно увидеть на Дворцовой пристани, присутствовали еще в самых первых проектах этой локации, развитием которых в 1717 году занимался архитектор Луиджи Руска. Однако вылеплены скульптуры были только спустя сотню лет: в 1832 году мастер Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева создал известные ныне образы. В сентябре того же года они украсили пристань, где и стоят по сей день.

Этих львов, надо отметить, неоднократно увозили на реставрацию: туристы да и сами петербуржцы любят забираться статуям на спины. Так, одна из последних внеплановых реконструкций приходится на 2006 год, когда по торсу одного из зверей пошли множественные трещины: вероятно, неуклюжий седок проломил тонкий лист меди, из которого сделаны львы. К месту происшествия оперативно прибыли «спасатели»: реставраторы, одетые в белые врачебные халаты, осмотрели своего нетривиального «пациента», бережно перебинтовали изувеченное тулувище, а затем с помощью крана погрузили на «КАМАЗ», который был замаскирован под машину «скорой помощи». Пока памятник вынужден был проходить оздоровительный курс в мастерской, его место заняла желтая пластиковая копия – лев «Бонифаций». Когда же заместитель был продан, то на пустующее пространство водрузили чудо из воздушных шаров.

Изображение этой парочки «придворных» львов можно найти на монетах 2003 года, которые были отчеканены к 300-летию основания Санкт-Петербурга.

Петергофский лев

Еще один знаменитый лев является частью центрального фонтана Петергофа – «Самсона, раздирающего пасть льву». Однако то, что мы видим, не является оригиналом монументальной статуи: она была утрачена в ходе разрушительной Великой Отечественной войны. Восстановленный ансамбль, над которым трудились скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов, был открыт в 1947 году.

Разумеется, это не все хищные обитатели нашего края: несколько безмолвных экспонатов также можно обнаружить перед зданием номер 12 на Адмиралтейском проспекте, у Русского музея, на Западной стрелке Елагина острова и в других кварталах.

Стоит добавить, что, как и в случае со многими другими мистическими существами, со львами связано множество сказаний и суеверий. Так, например, в обществе бытует поверье, что если поцеловать льва, то он подарит вам удачу в любви и занятиях! А некоторые из них способны исполнять желания: достаточно потереть львиную лапку или нос, обойти вокруг статуи, а затем шепнуть ей о самой заветной мечте.

Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году.



Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блоггеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.



После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал.
Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны - львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.
Идея установки львов на Дворцовой пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска (1717) и прошла красной нитью через все варианты оформления. Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов.

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства, увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов с передней лапой на шаре.

Львы стоят, повернув друг к другу тяжелые лобастые головы, на верхних уступах широкой гранитной лестницы, спускающейся к самой воде. Своеобразны и выразительны их грозные морды с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. Широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом говорят о силе и ловкости хищника. Передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями львы опираются на шар.

Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.

Львы на Кронверкском проспекте

В Петербурге есть львы не только из мрамора, меди и чугуна. Эти красавцы отлиты в 1915 году из бетона с добавлением гранитной крошки. Находятся они на Петроградской стороне, во дворе дома 5 на Кронверкском проспекте.

Эти львы, притаились в тихом дворике неподалеку от особняка Кшесинской. Дворик маленький и тихий, и даже те, кто всю жизнь прожил на Петроградской, обычно не знают об этой паре статуй.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!