Катер ярославец проект 376. Проект А99401 Переоборудование теплохода пр.Р376 ("Ярославец"). Области применения судна

Трюм
Удлиняются носовая и кормовая оконечности корпуса. На месте носового грузового трюма (11-20 шп.) и носовой каюты (3-11 шп.) и частично машинного отделения (20-22 шп.) на платформе оборудуется салон для пассажиров (3-18 шп.) туалет, душ, сауна (18-22 шп.) с окнами из алюминиевого профиля. Водонепроницаемые переборки на 3, 11, 20 шпангоуте сохраняются до уровня платформы. Доступ в трюм через горловины в платформе. Кормовой грузовой трюм (28-35 шп.) переоборудуется в 2-х местную каюту. В корме (35-38 шп.) оборудуется кладовая, в переборке 35 шп. устанавливается водонепроницаемая дверь.

Главная палуба
Существующая надстройка демонтируется. Над сауной по ДП устанавливается рубка (16-22 шп.), с поднимаемым лобовым стеклом, вход в рубку по правому борту. По правому борту от рубки остается проход для выхода на нос судна, слева (20-22 шп. Л.Б.) находится тамбур входа в салон. Палуба перед рубкой используется в качестве солярия. Кап МО расширяется от борта до борта (22-28 шп.), для образования гладкой палубы и улучшения обитаемости МО. На 27-29 шп. Л.Б. оборудуется тамбур входа в кормовую каюту. По периметру судна устанавливается леерное ограждение, на 22-38 шп. металлический фальшборт с дверьми (30-32 шп.) и стойками для поддержания тента (25-28 и 35-38 шп.) по обоим бортам. По внутренней стенке стоек (25-28 шп.) в коробе проложены трубы газовыхлопа и кабельные трассы.

Тентовая палуба
На металлической тентовой палубе (18-37 шп.) устанавливается П-образная мачта. На 37-43 шп. монтируется тент на трубчатом каркасе.

Судовая энергетическая установка
Выхлопные газы от дизель-генератора и главного двигателя отводятся по трубам, при выходе на главную палубу трубы проложены в стальном коробе, проходящем по стойке фальшборта на тентовую палубу (26-27 шп. П.Б.).

Движительно-рулевой комплекс
Удлиняется тросиковая проводка системы ДУ и рулевого управления.

Электрооборудование
Генератор постоянного тока заменяется на генератор переменного тока ОС-52-ОМ4 напряжением 230В мощностью 8 кВт. Распределительный щит 110 В заменяется распределительным щитом 220 В. В сауне устанавливается электрокамин. На топе мачты устанавливаются антенны, ходовые огни и молниеотвод.

Радиооборудование
Радиооборудование находится в рубке, к существующему оборудованию добавляется главная УКВ радиотелефонная станция Кама РМ.

Механизмы и оборудование
Якорное устройство переносится с 3 на 1 шпангоут. Отопительный котел демонтируется. В кухонный гарнитур встраивается проточный водонагреватель и микроволновая печь. На лобовое окно рубки ставится стеклоочиститель.

Система водоснабжения, сточно-фановая, осушения
В МО (28 шп. П.Б.) устанавливается ручной насос НР-025/30 для подачи питьевой воды из существующей цистерны во вновь устанавливаемую расходную цистерну питьевой воды объемом 250 л., расположенную между главной палубой и полом рубки (22-23 шп.). Подогрев воды осуществляется проточным электроподогревателем мощностью 3 кВт. Горячая вода подводится к умывальнику в туалете, мойке на кухне и душевой кабине. В МО нефтесодержащие воды накапливаются под сланями, их выдача происходит через палубную втулку в приемное устройство очистной станции. Осушение в оконечных отсеках производится переносными эжекторами.

Система вентиляции
Вентиляция естественная. В глухих отсеках установлены вентиляционные гуськи. В МО приток воздуха осуществляется через вентиляционный короб выходящий на тентовую палубу (26-27 шп. П.Б.). Вытяжка из МО двумя дефлекторными головками (27-28 шп.).

Система пожаротушения
Концевые угловые клапаны переносятся, один к кормовой стенке рубки, другой на металлический тент. В МО устанавливается модуль газового пожаротушения 2М1-40А4 (УКМ1) ТУ25-09-044-07-98. В салоне, рубке, МО, каюте устанавливается по 1 огнетушителю.

Спасательные средства
Спасательный плот ПСВ-16, 6 спасательных кругов, из них 2 со спасательным линем и 1 со светящимся буйком, 15 спасательных жилетов.

Ярославец

«РК-516» (пр. Г376) в Южной бухте Севастополя
Проект
Страна
Годы постройки 1953 - 1992 гг
Годы в строю 1953 - н. в.
Основные характеристики
Длина 21 (наибольшая)
Ширина 3,98 м (по корпусу)
Осадка макс. 1,38 (пр.РВ376А)
Бронирование нет
Двигатели дизель 3Д6С
дизель 3Д6С1
Мощность 150 л. с.
Движитель 1 × ВФШ
Скорость хода 10, уз. (наибольшая: пр. РВ376)
Дальность плавания 860 миль (наибольшая: пр. Т376)
Автономность плавания 5 суток
Медиафайлы на Викискладе

Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод » № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница » и верфях в Варне в Болгарии.

Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .

На базе проекта были разработаны следующие модификации :

  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
  • Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
  • Учебный катер - РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот - Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
  • Катер-торпедолов - Л376M;
  • Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
  • Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно - РВК376
  • Минометный катер - М376
  • ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)

Модернизация

Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна :

  • Длина - 19,75 м,
  • Ширина - 3,98 м,
  • Осадка (средняя) - 1,2 м,
  • Водоизмещение (полное) - 40,0 тонн,
  • Пассажировместимость - 12 чел.,
  • Двигатель - ЯМЗ-238Р (150 л. с.)

Служба

Катера в различных модификациях были представлены во всех флотах СССР, позже России, где трудятся по настоящее время.

  • Дважды Краснознамённый Балтийский флот: РК-17, РК-170, РК-2052, БГК-719, РК-2066, РК-2067, РК-2069.
  • Краснознамённая Каспийская флотилия: БГК-160, РВК-887, ОК-08
  • Краснознамённый Тихоокеанский флот: РК-527, РК-964, РК-1153, РК-2036, РВК-2049,
  • Краснознамённый Северный флот: РК-1351, РК-2047.
  • Краснознамённый Черноморский флот: РК-25, РК-51, РК-516, РК-518, РК-621, РК-636, РК-708, РК-2064, РВК-156, РВК-438, РВК-617, РВК-659, РВК-860.

После раздела ВМФ СССР катера типа «Ярославец» продолжили службу в Армении, Белоруссии, Латвии (1 в администрации Рижского порта), Литве (1 гидрографический катер), Украине, Эстонии.

Также катера были экспортированы в следующие страны:

  • Албания: 11 единиц
  • Болгария: 34 единицы (катера пр. Р376 построены в Варне и Руссе)
  • Вьетнам: 10 единиц
  • Египет: 2 единицы
  • Ирак: 3 единицы
  • Кампучия: 1 единица
Пользуясь затишьем по кораблям на форуме, выставляю на суд общественности катер проекта 376 "Ярославец" (в военном варианте).
Описание производителя модели:
"Этот катер среди судостроителей прозвали легендарным за то, что за время его существования не удалось создать катер, который вытеснил бы его с внутреннего рынка. Эти катера постройки Сосновского судостроительного завода середины 50-х конца 90-х годов и в начале XXI века можно было встретить на всех водоёмах стран бывшего Советского Союза. И ещё в 1997 году на озере Байкал плавал экспедиционный катер проекта 376 Лимнологического института, построенный в 1950 году Ярославским судостроительным заводом. Это был один из первых катеров серии.
В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер - 376 . По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом.
В 1953 году на Ярославском судостроительном заводе был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название-«Ярославец» Строительство сразу было развернуто большой серией.
Слава об этом универсальном катере быстро распространилась по всем министерствам и ведомствам, и в Госплан СССР, и в Минсудпром посыпались заявки на постройку такого катера для использования в народном хозяйстве. До этого времени катера проекта 376 строились только для Министерства Обороны, а для использования его в народном хозяйстве было необходимо согласовать проекте надзорными органами и произвести корректировку проекта на соответствие требований этих органов. В связи с увеличением спроса на катер, было необходимо увеличить их выпуск, а это требовало расширения производства. Производственные мощности Ярославского судостроительного завода это сделать не позволяли, поэтому для этой цели постройка катеров проекта 376 была передана на Сосновский судостроительный завод. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение - 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу".
Модель выполнена из картона, леера - латунная проволока, мачта сделана из кисточки, тросы на мачте и леерах - мононить для бисероплетения - 0,3 и 0,15 мм. Выше ватерлинии модель покрашена, ниже - only paper (надо было шпаклевать и красить сразу же, но как говорится: "Хорошая мысля - приходит опосля", опыт старших товарищей начал перенимать только после того как построил корпус и начал делать надстройки, что-то менять было поздно).
До "Ярославца" бумажным моделированием никогда не занимался, упросил коллега взяться за ножницы и ПВА - сделать подарок в командировку начальнику.
Впечатление от модели двоякое - очень уж трудоемкое это занятие, моделирование из бумаги, пыхтел больше двух месяцев, повторять больше этот опыт не хочется. С другой стороны - детализация катера просто потрясающая! А насколько интересно наблюдать как из стопки бумаги вырастает корабль!
Заранее благодарю за критику!

Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод» № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница »‎ и верфях в Варне в Болгарии.

Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .

На базе проекта были разработаны следующие модификации :

  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
  • Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
  • Учебный катер - РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот - Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
  • Катер-торпедолов - Л376M;
  • Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
  • Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно - РВК376
  • Минометный катер - М376
  • ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)

Модернизация

Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна

Проект 8056.1

в моторную яхту "Ярославич"

Назначение.

Деловые, служебные и прогулочные рейсы, использование в качестве плавучего офиса для проведения деловых встреч и переговоров

Район эксплуатации.

Внутренние водные бассейны и прибрежные морские районы, относящиеся к разряду "О" по классификации Российского Речного Регистра

Отличительные особенности.

Данный теплоход обладает повышенной по сравнению с теплоходом Р376 безопасностью плавания за счет улучшения остойчивости, имеет класс Речного Регистра "М", позволяющий эксплуатацию во всех речных бассейнах, включая водоемы разряда "М" Речного Регистра.
Теплоход имеет большую автономность, может быть оборудован установками для очистки сточных и подсланевых вод, установкой подготовки топлива, уменьшающей расход топлива на 10-15%.
Планировка теплохода и проектная документация могут быть изменены по желанию заказчика.

Проект А99401
Переоборудование теплохода пр.Р376 ("Ярославец")

в моторную яхту "Фаворит"

Назначение

Деловые, служебные и прогулочные рейсы, использование в качестве плавучего офиса для проведения деловых встреч и переговоров, для рыбалки.

Район эксплуатации

Внутренние водные бассейны, относящиеся к разряду "О" по классификации Российского Речного Регистра.

Отличительные особенности

Данный теплоход обладает повышенной по сравнению с теплоходом Р376 безопасностью плавания за счет улучшения характеристики остойчивости, имеет класс Речного Регистра "О", позволяющий эксплуатацию во всех речных бассейнах, включая водоемы разряда "М" Речного Регистра (по дополнительному заказу). Теплоход имеет большую автономность, может быть оборудован установками для очистки сточных и подсланевых вод, установкой подготовки топлива, уменьшающей расход топлива на 10-15%Планировка теплохода и проектная документация могут быть изменены по желанию заказчика.

Концепция переоборудования.

Решая вопрос безопасной эксплуатации теплоходов пр.Р376 с увеличенной по объему надстройкой, мы пришли к выводу, что остойчивость этих судов с развитыми надстройками недостаточна даже при эксплуатации в бассейнах разрядов "Л" и "Р" при установке до 10 т балласта.
Увеличение ширины судна за счет установки булей позволило значительно увеличить объем надстройки, сделать ее двухъярусной и расширить район эксплуатации переоборудованных судов до бассейнов разряда "М-Пр". Получилось безопасное в эксплуатации судно с двойными бортами, защищающими основной корпус от повреждений, с хорошими характеристиками по остойчивости и непотопляемости, с дублированной системой аэрозольного пожаротушения в машинном отделении.

Дополнительные опции:

  1. установка системы пожаротушения водяным туманом в жилых помещениях;
  2. установка бронированных стекол в окнах иллюминаторов, защищающих от проникновения через них при остутствии охраны на стоянках и зимнем хранении;
  3. замена главного двигателя на ЯМЗ-238, NanniDiesel и другие;
  4. установка наружного и внутреннего наблюдения и охранной сигнализации;
  5. установка утолщенных или дублирующих листов в носовой части днища для сохранения обшивки корпуса при швартовке носом к берегу;
  6. установка носового и кормового трапов для схода на берег;
  7. установка рекуператоров выхлопных газов, позволяющих уменьшить потребление топлива на 20-30%, очистить выхлоп от сажи, углекислого газа, уменьшить температуру газовыхлопа до 40-50°С;
  8. Установка шумопоглощающих конструкций
  9. Установка системы переработки сточных вод
  10. Установка системы подготовки питьевой воды
  11. Эксклюзивный архитектурный вид судна по выбору заказчика
  12. Экслюзивная схема окраски судна
  13. Переклассификация судна на класс "М-Пр"

Проект 376/136
Переоборудование теплохода пр.Р376 ("Ярославец")

в моторную яхту "Омуль"

Основные характеристики

Класс РРР……………………..… +"М 2,0А"

Длина расчетная…………………. 21,75 м

Ширина расчетная………………… 5,25 м

Высота борта……………………………. 2,3 м

Водоизмещение полное…………. 85,3 т

Осадка наибольшая…………………..1,6 м

Мощность двигателей……….2×170 кВт

Скорость хода……………………..22,5 км/ч

Пассажировместимость… … 10 человек

Экипаж ………………………………. 4 человека

Назначение

Деловые, служебные и прогулочные рейсы, использование в качестве плавучего офиса для проведения деловых встреч и переговоров.

Район эксплуатации

Внутренние водные бассейны и прибрежные морские районы, относящиеся к разряду "М" по классификации Российского Речного Регистра

Отличительные особенности

Теплоход обладает повышенной по сравнению с теплоходом Р376 безопасностью плавания за счет улучшения характеристики остойчивости, имеет класс Речного Регистра "М".
Судно спроектировано с учетом особенностей эксплуатации на озере Байкал: хорошая остойчивость, утолщенная обшивка днища. На яхте предусмотрены носовое и кормовое якорные устройства, помещение для хранения рыбы и сетей, кормовая площадка для рыбалки и спуска аквалангистов.
На судне имеются каюта судовладельца, гостевые каюты, салон, камбуз, санблоки. Кубрик для экипажа имеет отдельный выход на главную палубу. Теплоход имеет большую автономность, может быть оборудован установками для очистки сточных и подсланевых вод, установкой подготовки топлива, уменьшающей расход топлива на 10…15%.
Планировка теплохода и проектная документация могут быть изменены по желанию заказчика. Возможна постройка нового судна по разработанному технорабочему проекту.

Основные характеристики

Класс Речного Регистра…… +"О 2,0"

Длина габаритная…………… 23,08 м

Ширина габаритная……………. 5,3 м

Высота борта………………….. 2,05 м

Водоизмещение порожнем……. 56 т

Осадка порожнем…………….. 1,26 м

Мощность СЭУ………………. 150 кВт

Скорость хода………………… 18 км/ч

Автономность………………… 6 суток

Пассажировместимость… …… 7 чел.

Мест для экипажа …………….. 3

Основные характеристики

Класс Речного Регистра….....+"О 2,0"

Длина габаритная……………...….23,1 м

Ширина габаритная…………..…….5,3 м

Высота борта………………………..…2,05 м

Водоизмещение порожнем…...…..56 т

Осадка порожнем…………...………1,26 м

Мощность СЭУ……………...……….150 кВт

Скорость хода……………...……….18 км/ч

Автономность…………………...…..6 суток

Пассажировместимость......7 человек

Мест для экипажа………….........……….3

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!