Какой дворянской семье принадлежала усадьба нескучное. Усадьба нескучное. А. Алексеев Летний домик в усадьбе Нескучное

Экологи считают необходимым в начале весны, когда в Москве традиционно стартует кампания по благоустройству городских парков, уделить особое внимание такому знаковому для столицы объекту, как Нескучный сад, в связи с запущенным состоянием этой природной территории.

Нескучный сад - старейший парк Москвы , находящийся почти в ее центре. Занимает территорию от Зеленого театра ЦПКиО им. М.Горького до Третьего Транспортного Кольца.

Нескучный сад был создан по указу Николая I в 1847 году в результате слияния трех усадеб на берегу Москвы реки, принадлежавших некогда Голицыным, Демидовым и Трубецким и купленных Дворцовым ведомством для императорской семьи.

Название свое сад, вероятно, унаследовал от увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого "Нескучное".

Усадьба генерал прокурора князя Трубецкого появилась в 1753 году на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) и простиравшемся до Москвы реки. Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне.

На этом не слишком удобном для парка месте архитектор Дмитрий Ухтомский построил дворец, названный "Нескучным загородным домом", и разбил регулярный сад. Дом был двухэтажным, построенным в барочных формах, с фронтоном и скульптурой над кровлей. Первый этаж главного фасада украшала колоннада, второй - балкон.

Как писал известный москвовед Петр Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в "версальском стиле" - с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями.

После смерти Трубецкого "Нескучным" владели Петр Трубецкой, Елена Вяземская, Шаховские. В 1826 году Леонтий Шаховской продал усадьбу Дворцовому ведомству для императора Николая I.

Одновременно с "Нескучным", чуть ближе к центру Москвы, примерно в 1756 году возникла усадьба промышленника и мецената Прокофия Акинфиевича Демидова, сына знаменитого основателя металлургических заводов Акинфия Демидова.

Главной достопримечательностью усадьбы Демидова стал ботанический сад, в котором было более двух тысяч видов растений. Сад имел форму амфитеатра. Он спускался уступами к Москве реке. Каждая терраса предназначалась для особого вида растений, зимние и летние оранжереи - для деревьев, ананасов, винограда и пальм. На самой нижней, пятой террасе, более широкой, чем остальные, был устроен пруд, птичник, где жили редкие птицы и животные. В этом саду производились опыты по выведению новых сортовых растений.

Прокофий Демидов был известен своими оригинальными, нередко эксцентричными поступками. Например, в своем саду он выставлял на клумбах вымазанных мелом садовников, чтобы те окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение.

После смерти Демидова в 1786 году его дом и сад перешли к Елене Вяземской (дочери Трубецкого, владельца Нескучного). В 1793 году имение Демидова купил Федор Орлов, затем оно досталось его племяннице Анне Орловой Чесменской, которая в 1832 году продала усадьбу Николаю I. Император устроил там летний дворец для своей жены Александры Федоровны. Дворец получил название Александрийского.

На территории Нескучного сада была расположена и усадьба князей Голицыных. С 1793 года эта усадьба принадлежала княгине Наталье Петровне Чернышевой (урожденной Голицыной). Чернышева обладала крутым и своевластным нравом, ни за какие деньги она не хотела продавать свое имение. В завещании она разрешила продать усадьбу не ранее, чем через пять лет после своей смерти. Усадьба была приобретена Дворцовым ведомством у сына княгини в 1843 году.

В 1826 1843 гг. на месте дворянских усадеб Трубецких, Голицыных и Демидовых был возведен ансамбль императорской резиденции Николая I.

Дворцовые постройки и садовые насаждения Нескучного устраивались под руководством архитектора Евграфа Тюрина и садовника Пельцеля. По их распоряжению были сломаны остававшиеся еще демидовские оранжереи, в 1834 г. засыпаны террасы и пруд между дворцом и рекой Москвой, сломаны все здания в бывшем имении Голицыных. Сад с каждым годом дичал, все более превращаясь в рощу.

Когда царского семейства не было в Москве, Нескучный сад был доступен для народа и сделался во второй половине XIX в. его любимым местом гулянья. Но когда в 1890 х годов в нем поселился московский генерал губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя царя, доступ для народа в Нескучный сад был закрыт.

После Октябрьской революции Нескучный сад стал доступен всем, а во дворце был устроен Музей мебели XVIII - начала XIX в.

В 1928 году парк сильно уменьшился из-за рубки деревьев и был включен в состав парка им. Горького.

Сейчас от былого величия Нескучного сада почти ничего не осталось. Из старых построек и садово-парковых сооружений XVIII в. уцелело немногое: летний домик графа Орлова , ванный домик у засыпанного пруда, три садовых мостика, грот, а также Охотничий домик усадьбы Трубецких, известный как место проведения игр телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?".

От первой половины XIX в. сохранились главные въездные ворота, которые ведут к старому зданию Президиума Академии наук (бывший Александровский дворец), со скульптурными группами Ивана Витали "Времена года", три служебных корпуса и въездные ворота, построенные архитектором Тюриным, белокаменный мост, под которым раньше был проход из дворца к Москве реке.

Одна из самых известных построек парка - Ротонда, построенная в 1947 году и посвященная 800 летию столицы. В 2007 году рядом с ротондой была открыта "Аллея любви". Идея создания аллеи - "оживить" этот участок парка и воспроизвести здесь слова Грибоедова "…счастливые часов не наблюдают". Часы здесь показывают одно и то же время: без пяти шесть. Поэтому влюбленные никогда не опаздывают на свидание. Эти часы символизируют любовь как вечное чувство.

Нескучный сад на протяжении нескольких лет был местом встречи толкиенистов, которые дали ему название Эгладор. Любители книг Толкиена в свое время устраивали здесь целые баталии. Более 10 лет назад по четвергам начали они собираться в Нескучном и разыгрывать историю Средиземья. Толкиенистов и их зрителей становилось все больше, сюда стали подтягиваться панки, хиппи, металлисты, приезжали байкеры, и Нескучный сад становился как бы вторым Арбатом. Шумные народные массы стали привлекать внимание властей и в 1997 года толкиенисты создали для себя новый кусочек Средиземья — Мандос в Царицынском парке. А в Нескучном устраивались турниры менестрелей, бардов, сказителей.

Здесь же проводились когда-то Московские чемпионаты по настольному теннису. Рядом с ними соседствовали шахматисты. Существовавший здесь в прошлые годы шахматный домик сгорел, но на его месте стоит всегда полная народа вместительная шахматная беседка.

В старинном особняке с колоннами, у обрыва над Москвой рекой, работает библиотека, в которой собираются любители почитать в тишине. Вход в читальню бесплатный.

В парке работает Детская конная школа, Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

К услугам гостей Нескучного сада корт для большого тенниса и столы для настольного тенниса.

Зимой здесь можно встретить любителей зимнего плаванья.

В 2009 г. Нескучный сад получил статус особо охраняемой территории (ООПТ) природного комплекса Москвы.

В настоящее время Нескучный сад - это почти 60 га земли. Сад имеет протяженность шесть с половиной километров, представляет собой единый зеленый массив, в насаждениях которого присутствует около шести десятков видов древесных пород. Преобладают липа, вяз, ясень, дуб, клен, береза, ива. В центральной части встречаются серый и грецкий орехи, каштан, черемуха.

На территории парка встречаются растения, занесенные в Красную Книгу Москвы, в том числе водяная ночница (myotis daubentoni), двуцветный кожан (Vespertilio murinus), жулан (lanius collurio), чеглок (falco subbuteo), быстряк четырехточечный (sericoda quadripunctratum), андрена кроваво красная (andrena haemorrhoa), зорька, или аврора (anthocharis cardamines), хохлатка плотная (corydalis solids), ветреница лютиковая (anemonoides ranunculoides).

На территории парка гнездятся некоторые лесные птицы, а в 2009 году на прудах ЦПКиО вывели потомство чернети хохлатые - нырковые утки, занесенные в Красную книгу Москвы. Нескучный сад - одно из самых "соловьиных" мест в столице.

Примерно лет 20 назад в Нескучном саду было очень много белок . Они были очень смелыми и дружелюбными: стоило только протянуть руку с орехами или семечками - они уже здесь. Они даже залезали на руку по одежде. Cо временем белок становилось все меньше и меньше. Сейчас в Нескучном саду белок нет.

«Садовое кольцо. Манеж. Арбат.
Так много шума, и так много прозы.
Мне больше нравится Нескучный сад,
Его осины и его березы» (Сергей Бозин)

Нескучный сад - пейзажный парк в Москве, сохранившийся от дворянской усадьбы Нескучное. Расположен на правом берегу Москвы-реки, рассматривается как часть Парка Горького.

Это крупнейший парк в историческом центре Москвы. Вместе с природным заказником «Воробьевы горы» и партерной частью ЦПКиО им. Горького образует единый природный комплекс вдоль правого берега центральной части Москвы-реки.

Недалеко от входа с Ленинского проспекта недавно установили скульптуру «Осень» из мастерской Вучетича. Томно закинутая за голову рука лично мне напомнила позу обезьяны, которая левой рукой чешет правое ухо.

Смотреть в парке особо нечего, просто пробежимся по главным достопримечательностям. Перед нами «Охотничий домик» - ротонда середины XVIII века, где с 1990 года снимается телеигра «Что? Где? Когда?»

Где-то в зарослях мы обнаружили вот таких кариатид. Кариатиды - это бабы-атланты, которые за неимением рук держат какую-то тяжелую хреновину на башке.

Ротонда в честь 800-летия Москвы. Открытия памятника состоялось в 1951 году, ротонда представлены в виде небольшой белокаменной беседки, которая внутри украшена барельефами, с изображениями важных исторических событий, связанных с городом и страной.

Одни из барельефов изображает Московское вооруженное восстание и организацию первых боевых дружин пролетариата в Москве, а еще один взятие Кремля Красной Гвардией и утверждение в Москве власти Советов.

Именно здесь в прежние времена собиралась группировка толкинистов «Эгладор», и вся беседка была расписана их эльфийскими надписями, как-то: «Арвен Ундомиэль», «Кирдык Саурону», «Спартак-чемпион», «Здесь был Вовик», «Жопа».

Если написать на бумаге свое имя и имя любимого, сложить несколько раз и закопать в землю вблизи ротонды-беседки и фонтана, то любимый непременно обратит на тебя внимание. А если здесь же на рассвете три раза громко крикнуть на Восток: «Не летите, назгулы!», то они и в самом деле не прилетят.

Андреевский и Елизаветинский пруды в последний раз чистились тогда, когда Исилдур обломком Нарсила отрубил палец Всеобщего Врага и завладел Кольцом Всевластия. А может, еще раньше.

Ниже мы видим Летний (Чайный) домик графа Орлова. В 1796 году граф Алексей Григорьевич Орлов разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего.

Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроен ещё один «Ванный» павильон и романтический «таинственный» грот.

Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.

Ванный павильон и грот я не снимал, первый заколочен и упакован в зеленую ткань, а второй загажен до невозможности. Зато Чайный домик выглядит аккуратно, а внутри мы обнаружили даже пианину.

С пианинами в парке вообще все в порядке. Несколько лет назад недалеко от домика было устроено кладбище пианин.
- Люськ, а Люськ, я тебе пианину купил! Куда ставить будем?
- Дык сразу в Нескучном саду, так вся братва делает.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). С точки зрения садово-паркового искусства наиболее значима северная часть, принадлежавшая в начале XIX века графу Орлову-Чесменскому и его дочери Анне.

С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года.

А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный.

Под Летним домиков между Елизаветинским прудом и набережной мы видим статую «Ныряльщица» Ивана Шадра, прежде всего знаменитого своей скульптурой «Девушка с веслом».

У ног «Ныряльщицы» пристроили две скульптуры «Пионеров», которые в народе называются «Рыбачки».

Рыбачок в красном галстуке, и, судя по взрослому лицу, многократный второгодник, взирает на рыбу с нескрываемым омерзением.

В Нескучном есть несколько «Гротескных» мостиков. Три мостика идут вниз от «Манежа», в котором помещается Минералогический музей имени А. Ферсмана и друг за другом пересекают овраг.

Говорят, что влюблённые, прошедшие по мосту взявшись за руки, никогда не расстанутся, а те из них, кто, стоя на нём ещё и поцелуются - будут жить вместе в постоянном мире и согласии. А если древний изношенный мост под ними рухнет, то и умрут в один день.

Белки здесь настолько ручные, и настолько любят позировать фотографу, что очень трудно потом выбрать из пятисот фотографий одну самую интересную.

Над Нескучным на огромную высоту вздымается здание Российской академии наук.

Академию делит на две равные части словно след от гигантской пилы.

У ее подножия расположился крохотный Андреевский монастырь.

Это самый неудобный для фотосъемки монастырь из всех, которые я знаю. Он не виден ниоткуда.

Около монастыря настроили всяких элитных домов, в которые въехали нужные стране люди.

Стоит отметить виртуозную остроумную работу местных садовников - вся территория вокруг этих домов заросла «Борщевиком гигантским» - одним из самых ядовитых растений средней полосы.

От Метромоста нас отделяют только Андреевские пруды, на удивление чистые. Вокруг теперь понаставили укромных лавочек, на которых можно целоваться, курить, пить напитки прямо из горла и даже ругаться матом.

Ну а мы спустимся к настоящей воде, к Москве-реке.

Когда-то давным-давно мы после школы ездили сюда купаться и ныряли прямо вот с этого места.

Был такой понт: выплыть на фарватер и под визг напуганных девушек в последний момент увернуться от огромной баржи. Слева мы видим здание МГУ.

Ну а справа, очень далеко, мы видим высоченного «Петра» Церетели и еще дальше - колокольню Ивана Великого в Кремле.

Они покидали дворец навсегда, ехали по широкой подъездной аллее в последний раз - и где-то в глубине души предчувствуя это, глядели в окошки кареты, каждый со своей стороны. Сергей Александрович скользил взглядом по заснеженным кронам деревьев, а Елизавета Федоровна вдруг порывисто оглянулась, стараясь разглядеть двух каменных псов, охранявших вход в здание Александринского дворца. Место, где она была очень счастлива...

Начало января 1905-го выдалось суетным и горьким. В первые дни года государь подписал прошение великого князя Сергея Александровича об отставке с должности генерал-губернатора Москвы, но командующим войсками Московского военного округа оставил. Князь с семьей покинул губернаторский особняк на Тверской и переехал в резиденцию в Нескучном саду, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями и определить, как жить дальше. Но спустя неделю случилось Кровавое воскресенье - и вечером 9 января они, снова спешно собравшись, отправились в Кремль. Теперь безопасно было только там. А Александринский дворец - свидетель счастливых лет - остался позади.

Вот растаяли очертания белоснежного фасада с чудесными полукруглыми балконами на изящных колоннах, резными арками перед окнами третьего этажа - все давно уже называли дворец «маленьким Версалем». Скрылись из виду роскошные въездные ворота, украшенные скульптурами - аллегориями изобилия. Отныне всему этому предстояло жить только в памяти.

Четырнадцать лет назад, в 1891 году, когда великая княгиня Елизавета Федоровна перешагнула порог своего нового дома, она постаралась побольше узнать о его истории. Ей вообще было свойственно желание как можно полнее постичь свою новую родину, ее веру, культуру и язык. Вот и теперь она старалась запомнить бесчисленные русские фамилии всех тех людей, которые строили этот прекрасный особняк или обитали здесь. Трубецкие и Демидовы, Голицыны и Орловы, Сериковы и Вяземские…

ПОДРОБНЕЕ

Ей рассказали о том, что когда-то три аристократические усадьбы, принадлежавшие разным семьям, в конце концов объединили в одну, под общим названием «Нескучное», - Елизавета Федоровна повторяла трудное слово раз за разом, пытаясь добиться верного произношения. Имена собственные давались ей труднее всего - взять хотя бы князя Трубецкого, давшего усадьбе это диковинное название: он устраивал здесь разнообразные увеселения в далеком XVIII столетии. А прекрасный Александринский дворец, оказывается, назывался сначала Демидовским, и там, говорят, все сплошь было уставлено клетками с певчими птицами - владелец, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов, был человеком эксцентричным, славился коллекциями минералов и картин, гербариями и редкой библиотекой, слуг обряжал шутами, да что там, по комнатам свободно бегали кролики, обезьяны и кошки…

А ботанический сад, разбитый им в усадьбе, считался лучшим в России и одним из первейших в Европе… Зато легкой для запоминания оказалась фамилия графа Федора Орлова. Тот, приобретя усадьбу, постарался придать ей респектабельности - это при нем появились прелестные Чайный и Ванный домики, гроты, ротонды и мостики. Брат же его, легендарный Алексей Орлов-Чесменский, напротив, привнес сюда дух безудержных развлечений - от маскарадов и фейерверков до катаний на лодках и кулачных боев.

Это вид с Воробьевых гор на излучину Москвы-реки, снятый в наводнение 1908 года. Мы видим Новодевичий монастырь, залитые луга вокруг (будущие Лужники), справа вдали Андреевский монастырь, а на горе правее его Мамонова дача

(NB: ПРИ НАЖАТИИ ФОТО ОТКРОЕТСЯ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ)

Итак, мы начинаем! Высокий правый берег Москвы-реки был обитаем очень давно. Если немного пройти по набережной из Нескучного в сторону Воробьевых гор, а за Андреевским монастырем повернуть налево, поднимаясь, вы «упретесь» в забор «Института химической физики им. Н.Н. Семёнова», находящегося в зданиях усадьбы «Мамонова дача» (владельцем которой был Дмитриев-Мамонов – хозяин также небезызвестных Дубровиц и основатель «Ордена русских рыцарей»).

На этом месте уже в VIII–VII веках до Рождества Христова стоял настоящий город дьяковской культуры – «Мамоново городище» (большинство историков склоняется к тому, что это были угро-финны, но точно никто не знает). Наш же домик стоит в полях рядом с этим городом. Вы заметили, как много в Нескучном глубоких оврагов? В археологии это считается одним из признаков того, что люди на этом месте обитали очень долго, вырубали леса под поля, которые потом долго размывали ручьи.

В Средние века Нескучный незаметен в истории, хотя недалеко от него находился Крымский брод (на месте современного Крымского моста), который использовали татары при набегах на Москву. Возможно, именно поэтому земли здесь долго не заселялись. В XVI веке рядом появляются Донской и Андреевский монастыри, а также царская резиденция на Воробьевых. В XVII веке где-то рядом (в районе современной Якиманки, ближе к Октябрьской площади) Минин громит гетмана Ходкевича, а по «Ленинскому проспекту» мимо Нескучного бежали поляки.

Фрагмент карты начала XVII века. Серым кружком отмечено примерное место будущего «Летнего домика». Крепостная стена Земляного города проходит по современному Садовому кольцу, справа в излучине реки стоит Новодевичий монастырь

История же самого Нескучного начинается в XVIII веке с дворянских ближних подмосковных имений. Современный Нескучный был поделен на несколько больших усадеб, я расскажу здесь о трех основных.

Время постройки «нашего» домика в разных источниках разное – это либо 1796, либо 1804 год. Одно известно точно – в этот момент имением на Москве-реке владело семейство Орловых. Это были те самые братья, которые помогли Екатерине II взойти на престол, также, вероятно, именно они «помогли» Петру III «отойти на тот свет».

Имение Орловых включало в себя только часть современного Нескучного сада: территорию, принадлежащую сегодня РАН, а также весь сад на юг примерно до «Ванного домика» (включительно). «Летний домик» использовался как чайная беседка – своего рода «шалаш» при усадьбе Орловых.

Портрет П.А. Демидова. Д.Г. Левицкий. 1773 год

До Орловых самым известным владельцем этого «участка» был Прокофий Акинфиевич Демидов, сын известного сибирского промышленника. Как это часто бывает, сыну промышленника ботаника и садоводство были интересней тяжелой индустрии. Даже на парадном портрете он стоит с лейкой и цветами. Заводы отца он продал, а на вырученные капиталы он создавал ботанические сады и помогал сиротам (основал в Москве Демидовское коммерческое училище, сделал многотысячные пожертвования на Московский университет, вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома). Демидов также был известен своими выходками и чудачествами, как-то раз, например, он послал вместо финансов, обещанных попечительному совету Воспитательного дома, скрипки по количеству участников данного совета, явно намекая, что они могут и сами зарабатывать. Екатерина II отзывалась о нем как о «дерзком болтуне».

В своем имении Демидов создал один из первых ботанических садов в России. Объем работы можно представить, узнав, что в процессе создания у Демидова 700 человек 2 года занимались только выравниванием территории под сад и закапыванием оврагов. Сад находился на территории между его трехэтажным каменным дворцом (сейчас Президиум Российской академии наук) и берегом Москвы-реки (Театр музыки и драмы Стаса Намина).

Этот сад был описан в 1781 году академиком Палласом.

«…Сад сей не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах славными ботаническими садами сравним быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в нем растений…»

С именем Демидова и сада связана одна из легенд о появлении названия «Нескучное». Раздражаясь на посетителей, срывавших цветы в его саду, он придумал вместо гипсовых статуй расставлять на клумбах с диковинными цветами вымазанных мелом сторожей, которые окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение. Рассказы о говорящих статуях привлекли в сад еще больше посетителей. Возможно, что именно в это время и возникло нынешнее название – Нескучный сад (хотя я за версию с усадьбой Трубецких, о которой расскажу ниже).

Нескучный сад

1. Дворец Демидова, построенный в 1756 году архитектором П. Иестом. Позднее главный дом усадьбы Орловых. При Николае I – Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Фонтан «Мальчики» скульптора Ивана Петровича (Джованни) Витали. Перенесен в 1934–36 годах с Лубянской площади, где стоял с 1835 года.

3. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

4. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

5. «Ванный домик» в Нескучном саду.

6. Въездные ворота в Александринский императорский дворец, скульптуры авторства Витали.

7. Вход в Нескучный сад.

8. Беседка-ротонда в честь 800-летия Москвы.

9. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого на краю Андреевского оврага

После смерти Демидова имение приобрели Вяземские. Сад медленно приходил в запустение, когда имение купил для себя Федор Григорьевич Орлов, брат Григория Григорьевича (фаворита Екатерины) и Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.

Ему понравились земли на Большой Калужской (вероятнее всего, дача «Голубятня», 2-й Верхний Михайловский пр., 2), на которых жили братья Алексей и Иван. И он в 1775 году решил купить имение по соседству.

«Дядюшка граф Федор Григорьевич не живет у нас более по-прежнему, но у дядюшки графа Алексея Григорьевича, подле которого купил место для построения дома».

Участник переворота, генерал-аншеф, кавалер Георгия II степени – Федор Орлов, выйдя в отставку, занимался Нескучным, успел перестроить главный дом и, возможно, запланировал постройку «Летнего домика».

Портрет Федора Григорьевича Орлова. Д.Г. Левицкий. 1785 год

Вероятнее всего, в доме в Нескучном скончался его брат, впавший в безумие по смерти своей жены, Григорий Орлов – первый фаворит Екатерины II (и отец их внебрачного сына – Алексея Бобринского).

Несмотря на то что у Федора Орлова осталось пять внебрачных сыновей и две дочери, Нескучное он завещал своей «законной племяннице» – 11-летней Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

1796 году в реальное владение усадьбой вступил ее отец – Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Самый активный участник переворота, победитель при Чесме (это близ современного Измира в Турции), похититель княжны Таракановой из Ливорно (помните картину Флавицкого), к этому времени он давно отстранен от политики. Но в 1796 Павел I устраивает перезахоронение отца – Петра III. Зная о роли Алексея в перевороте и, возможно, убийстве отца, он приказал тому нести императорскую корону перед погребальной процессией. Очевидцы вспоминали, что граф «зашёл в тёмный угол и взрыд плакал…с трудом отыскали, а еще с большим трудом убедили его взять корону в трепетавшие руки». После этого Алексей покинул Россию вместе с дочерью и вернулся только после смерти Павла.

Вернувшись, Орловы занимаются украшением парка, тут и появляется вторая, более вероятная, дата постройки «Летнего домика» – 1804–1806 годы.

Перезахоронение Петра III в 1796 году. Погребальная процессия (фрагмент). На фоне процессии выделяются царский жезл-скипетр и Большая императорская корона, которую по приказанию Павла I несли граф А. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек - участники убийства императора

«Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа».

«Летом ни одного праздника, ни одного воскресенья не обходилось без того, чтобы в саду графа не было каких-либо торжеств и праздников».

Тогда же вместе с «Летним домиком» на берегу Екатерининского пруда построили «Ванный домик», а рядом с дворцом (Президиум Российской академии наук) возвели здание манежа (Минералогический музей) и конюшен. Надо напомнить, что Алексей Орлов был не просто страстным любителем лошадей, именно на его заводах была выведена новая порода – Орловские рысаки. Его дочь Анна поражала всю Москву своей «джигитовкой» на праздниках в Нескучном, протыкая пикой яблоки на всем скаку. Алексей Орлов умер здесь же в 1808 году, его похоронили рядом, в Донском монастыре. Анна была потрясена смертью отца.

«…Не знавшая дотоле печали и горя, поражённая смертию родителя, лишилась чувств и оставалась четырнадцать часов без признаков жизни. Лишь только она надела чёрное платье, как в присутствии окружающих подошла к иконам и пав на колени, рыдая произнесла: “Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни”».

Лубянская площадь. Фонтан Витали «Мальчики», который в 1936-м перенесли с Лубянской площади и поставили перед Александинским дворцом

После этого она расторгла помолвку со своим женихом и выбрала религиозный путь, правда, так и не приняв монашеский постриг до самой смерти (хотя есть и другие гипотезы). К концу жизни Анна Орлова-Чесменская жила при опекаемом ею Юрьевом монастыре в Новгороде, куда перевезла останки Алексея, Григория и Федора Орловых.

Великий Пожар 1812 года не повредил «Майский дом», как тогда называлась усадьба. Тогда же ее выбрал для «квартир» генерал Лористон. Тот самый Лористон, которого Наполеон посылал к Кутузову, требуя «мира во что бы то ни стало».

Посол граф Лористон в ставке Кутузова. Н.П. Ульянов

После войны 1812 года самым заметным событием в «Майском доме» (Нескучном) был бал, данный Анной Алексеевной Орловой-Чесменской в честь коронации Николая I и его супруги Александры Фёдоровны (Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) в 1826 году.

«Бал, данный текущего месяца графинею Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, совершенно в другом вкусе, чем праздник князя Николая Борисовича Юсупова. Это то, что называется в области изящного grandioso; это такой бал, какой доселе мог дать только владетельный государь. Вообразите залу 80 аршин длины, и вы не удивитесь, что тысяча персон весьма свободно в ней помещалась, что нужно было 7000 свеч, чтобы осветить ее! Гигантские деревья южного климата, обрезанные кронами и поставленные против каждого окошка в позлащенных чанах, сливали свою зелень с блеском позолоты и пурпуром богатейшей драпировки, коею была убрана сия зала. Под колоннадою, составляющею хоры, расставлены были карточные столы, так что игравшие могли видеть танцевавших, могли разделять истинное веселье, царствовавшее в сем храме удовольствий, оживотворенное участием августейших посетителей, приветливостью и вниманием почтенной хозяйки. В полночь открылся занавес, закрывавший ход в пристроенную галерею, и гости вслед за государем и царскою фамилиею вошли в драгоценную турецкую палатку, огромность коей можно некоторым образом постичь, узнав, что в ней был ужин на 500 кувертов. Царский стол находился посредине в полукруглой нише, а от него два стола поперечь для мужчин и шесть для дам в длину, по три на каждую сторону. Излишне кажется говорить о великолепии столовых убранств, об освещении зал, о богатстве ливрей на слугах, о прекрасной иллюминации двора и сада и т. п. Заметим только, что царская фамилия кушала на золоте и драгоценнейшем фарфоре, а для всех прочих приборы были на серебре. Палатка сколько пленила всех красотою, столько же достопамятна и тем, что сделана на подобие той, которая была подарена султаном бессмертному герою, знаменитому родителю хозяйки, заставившему трепетать гордый Стамбул и истреблением флота его при Чесме.

Сей прекрасный бал кончился не прежде 5 часов за полночь. Государь император, государыня императрица и великая княгиня Елена Павловна изволили уехать в третьем часу; великий князь Михаил Павлович оставался несколько долее, его высочество принц Карл – до самого конца».

Александра Федоровна с детьми

Вероятно, после этого бала императорской чете захотелось приобрести себе это имение. И в 1832 году Николай I купил его для своей жены за один миллион пятьсот тысяч рублей. Дворец стал называться Александринским летним в честь Александры Федоровны. Все усадьбы, входящие ныне в Нескучный сад, в 1830–40-х были скуплены императорским дворцовым ведомством и объединились в одно владение, став монаршей резиденцией. Мы можем с уверенностью предположить, что все последующие российские императоры хотя бы раз побывали в Нескучном и, вероятно, посещали балконы «Летнего домика» с великолепным видом на Москву.

Что же они видели с балкона «Летнего домика»? Они видели всю излучину Москвы-реки, заливные поля, слева вдалеке был хорошо виден Новодевичий монастырь, справа ближе Хамовнические казармы, а за ними еще правее начиналась Москва. Тогда город далеко не выходил за пределы Садового кольца.

Панорама Москвы с храма Христа Спасителя. Альбомы Найденова. 1867 год. В центре Москву-реку пересекает Крымский мост (на месте Крымского брода), левее Садовое кольцо разделяет два поля, где ныне находятся ЦДХ (ближе) и Парк Горького (дальше). Вдалеке слева виден лес – это Нескучный сад, в котором, если присмотреться, на берегу виден «Летний домик»

Теперь самое время коротко рассказать истории двух соседних имений, из которых императорская фамилия «собрала» Нескучный. Вернемся в XVIII век и начнем с усадьбы Нескучное Никиты Юрьевича Трубецкого, именно от нее, вероятнее всего, перенял название парк (хотя легенда с «белеными» сторожами тоже хороша). Генерал-прокурор с двадцатилетним стажем, генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного и короткое время генерал-губернатор Москвы Н.Ю. Трубецкой заказал постройку своей усадьбы у Дмитрия Васильевича Ухтомского. Его мы знаем по уничтоженным в ХХ веке Красным воротам и по ныне существующему храму Никиты Мученика на Басманной (думаю, участники «Киносреды» в Саду им. Баумана помнят ее напротив входа с Басманной).


Нескучный загородный дом Н.Ю. Трубецкого. Архитектор Д.В. Ухтомский. Вид в перспективе загородной усадьбы Н.Ю. Трубецкого

Усадьба занимала территорию от Андреевского оврага примерно до беседки 800-летия Москвы. Дворец в Нескучном был шедевром елизаветинского барокко, в наши дни от всего комплекса осталось одно строение – «Охотничий домик», упомянутый Ухтомским в альбоме как каменная «галерея, стоящая на острову». Большинство моих знакомых знают «Охотничий домик» как дом, где снимается «Что? Где? Когда?», сейчас там полным ходом идет реставрация.

Сытин писал, что «…к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в «версальском стиле» – с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки. Хозяин повелел посадить в своем имении фруктовый сад, построить оранжереи и даже завел зверинец».

Нескучный сад. Фрагмент карты Хотеева. 1852 год

1. Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

3. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

4. Бывшее владение Н.П. Голицыной.

5. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого.

6. Андреевский овраг

Следующим заметным владельцем этой усадьбы стал в 1821 году гвардии отставной поручик князь Лев Александрович Шаховской.

В 1825 году Шаховскому сообщили, что в его усадьбе есть минеральные воды, он затеял создание таких московских «минеральных вод», но эксперимент закончился для него плачевно – москвичи воды не пили, в ваннах не сидели, а тут еще открылось заведение Лодера на Остоженке (это от него, возможно, пошло «Лодеря гонять» и, собственно, слово «лодырь»). В общем, полнейшее разорение. Расстроенный Шаховской уезжает из Москвы и в 1826 году перепродает свою усадьбу дворцовому ведомству.

Но между его участком и бывшим имением Орловых находилось последнее частное владение. Усадьба прототипа «Пиковой дамы», или, как ее еще называли, «усатой княгини», – Натальи Петровны Голицыной (Чернышёвой). Дочь дипломата и сенатора, она родилась в Берлине, училась в Лондоне и была представлена при дворе Людовика XV. В ее жизни было и знакомство с Сен-Жерменом.

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышёва, с сыном Пётром (1767–1773). Более известен портрет пожилой Голициной, строгой и страшной, но лично мне нравится этот вариант, возможно, именно тогда молодая Наталья Петровна познакомилась с Сен-Жерменом

Наталья Петровна послужила Пушкину прототипом «Пиковой дамы». Согласно легенде, князь Голицын-Фирс, начисто проигравшись в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. А она поделилась с невезучим родственником тайной трех карт - тройки, семерки и туза… И он тут же отыгрался.

Большую часть имения Голицыной составлял парк, дом стоял над рекой (но точное его местоположение никому не известно). Голицына обладала крутым и своенравным характером и не пожелала уступить свое поместье даже императору, завещав при этом не продавать его еще 5 лет со дня ее смерти. И только выждав завещанный графиней срок, наследники продали имение дворцовому ведомству.

В XIX веке большая часть Нескучного была открытым городским парком. Хотя Нескучный и был закрыт для публики некоторое время: в 1890–1905 годах, будучи летней резиденцией Московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова (которого убил бомбой Иван Каляев). Так что на балконе «Летнего домика» бывали его жена Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители) и ее сестра с мужем – последним русским императором.

Нескучный сад. Летний дом

После революции, в 1923 году, рядом с Нескучным на месте бывшей общегородской свалки (современный Парк Горького) проводится Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. А в 1928-м на ее месте открывают Первый парк культуры и отдыха. Нескучный сад уже тогда «придают» Парку культуры, и в «Летнем домике» появляется «Военный городок», где граждане могли научаться пользоваться оружием и даже посмотреть на танк. 27 июня 1930 года здесь отмечали 25-летие годовщины восстания на «Потемкине», поэтому под окна пригнали миноносец для роли «Броненосца Потемкина».

Празднование юбилея восстания на броненосце «Потемкин». Эсминец в роли «Потемкина» на рейде перед «Летним домиком». Особенно занимательна огромная фигура красноармейца рядом с домиком

Во время войны в Нескучном произошла еще одна занимательная история. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года была осуществлена дерзкая высадка немецких парашютистов на Воробьёвых горах и в Нескучном саду с целью выкрасть Сталина. Вражеский десант был немедля уничтожен. Долгое время я считал это «байкой», но недавно нашел подтверждение этому в воспоминаниях Власова (говорят, что Шеленберг тоже об этом пишет, но я сам не читал). С тех же пор на краю Андреевского оврага, недалеко от «Охотничьего домика», стоит бронеколпак «последней линии обороны».

Осмотр танка в «Военном городке» (в сквере перед «Летним домиком»)

Скульптура «Беседа о Перекопе» Иннокентия Жукова в скверике перед «Летним домиком» (на тот момент «Военный городок»)

После войны в здании «Летнего домика» шла мирная библиотечная жизнь. До самого последнего времени здесь находилась библиотека, у которой (вероятнее всего, в 1947) появились симпатичные пристройки (стеклянные, по бокам) для размещения в них читальных залов. В 90-х я застал в сквере перед «Летним домиком» «Эгладор» – место, где собирались любители Толкиена (и просто фехтования деревянными дубинками) по четвергам. Сам же я с тех пор старался попасть внутрь «волшебного домика», но все время безуспешно. Пока не оказался здесь на фотосессии … правда, выпивший и в костюме осьминога, но радость от возможности постоять на балконе графа Орлова затмила 20 лет ожиданий.

Василик Олег.

Огромное спасибо

Усадьба Нескучное располагалась около Калужской заставы и покрывала площадь от Калужской дороги до Москвы-реки, куда выходила часть высокого плато и глубокий неказистый овраг с обрывистыми и пологими берегами.

Д.И.Ухтомскому было нелегко преобразовать эту территорию в парадную резиденцию, поскольку усадьба имела довольно сложный рельеф для разбивки парка.
Усадьба была выстроена в первой половине 1750-х годов под влиянием стиля барокко, и впоследствии стала примером русской усадьбы середины XVIII века.

Род Трубецких - последний род допетровской России - был в тесных отношениях с Романовыми. Тетка Никиты Юрьевича - Ирина Григорьевна Нарышкина - троюродная сестра матери Петра I. Её дочь, двоюродная сестра владельца усадьбы, А.И. фон Гессен-Гомбургская - супруга Людовика-Иоанна-Вильгельма Гессен-Гомбургского - наследника германского престола ланд-графства.

Титульный лист альбома чертежей Д.В. Ухтомского усадьбы Нескучное


Наиболее наглядное представление о том, как выглядел архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Трубецкого, дают некоторые из листов альбома Ухтомского 1753 года.


Перспектива усадьбы Н.Ю. Трубецкого. Из альбома Д.В. Ухтомского

С улицы открывался вид на усадьбу, спрятанную за деревянной оградой, состоящей из балюстрады, над которой возвышались скульптуры и вазы с цветами. Въездные ворота были декорированы деревянной резьбой и росписью. В нишах пилонов располагались раковины и бюсты, а по сторонам развешивались роскошные гирлянды, что довершало барочный наряд ворот. При воротах располагались сторожки.

За воротами раскинулся регулярный сад. Зеленые насаждения выше человеческого роста были разбиты на отдельные комнаты - кварталы - в форме квадратов или прямоугольников.

Пространство сада было строго организовано: в нем выделялись зоны зелени, главных и хозяйственных павильонов, например, птичника.

Через весь парк от ворот к главному дому шла центральная аллея с деревьями, кроны которых были подстрижены шарообразно.

Несколько деревянных ворот в регулярной части парка вели из одной его части в другую. Также деревянные воротца были входом в кварталы. Расположенные на пересечениях аллей статуи придавали саду торжественность и иллюзорность.

Ухтомский приспособил овраг под зверинец - менажери. Привнесенный лоск регулярности соседствовал с природной естественностью преобразованного рельефа. По оврагу тек ручей, переходивший ближе к Москве-реке в каскадный пруд.

Между домом, окруженным четырьмя симметрично поставленными флигелями, и рекой, располагался лабиринт - партер и оранжереи.


Аллея, заключавшая основную ось планировки усадьбы, вела к парадному въезду в главный двухэтажный дом. На парадный двор вели нарядные ворота, похожие на триумфальную арку, с резными фигурами и драпировкой.

Фасад главного дома богато декорирован барочным фронтоном и скульптурным убранством над кровлей.

Главный дом усадьбы Нескучное.

Главный дом представляет из себя весьма характерный пример для зодчества середины XVIII века. Первый этаж украшала колоннада, а на втором этаже наибольшее впечатление производил балкон. Крыша главного дома была прорезана люкарнами, обрамленными фигурными наличниками. В декоре использовались картуши с раковинами и гирляндами, которыми украшены наличники окон. Фронтон главного дома был декорирован полулежащими женскими фигурами и увенчан короной. В картуше помещен княжеский герб, который поддерживали фигурки амуров. Дом завершал резной парапет с вазами на пьедесталах.

Гармонично с главным домом сочетался и дом для камердинера - одна из служебных построек курдонёра, также украшенная люкарнами и балюстрадой.

Небольшой гостиный дом располагался ближе к въезду, изолированный парком специально для того, чтобы хозяева чувствовали себя спокойно. Да и главный дом стоял в глубине от шумной дороги.

Также в стороне стоял дом уединения - закрытый от посторонних глаз зеленью квартала, в котором, как следует из названия, хозяин или его гости могли уединиться.

В парке стоял птичий двор - вольер для певчих птиц с внутренней обходной галереей.

На самом берегу Москва реки стояли галерея и оранжерея.

А всю перспективу дворцово-паркового ансамбля замыкала Москва-река и видневшийся в дали Новодевичий Монастырь.

В 1791 году усадьба переходит П.Н.Трубецкого - от сына в руки брата Никиты Юрьевича, князя Д.Ю.Трубецкого.

В сентябре того же года по ветхости были разобраны главный дом, четыре флигеля, выездные ворота, галерея, три беседки, оранжерея и службы.

До наших дней дошел только так называемый охотничий домик.

На плане этот домик обозначен как «Галерея стоящая на острову». Во время его строительства проект был несколько изменен, в результате чего был сформирован существующий объем. Домик и сейчас стоит на краю обрыва.

Охотничий домик

P.S. Еще тут наткнулся на интересную заметочку, которую нигде не встречал ранее, но она, правда, имеет отношение к Нескучному саду уже времен Николая I - описание церкви в Александринском дворце:

«Въ верхней части Дворца находится Церковь. Это небольшая зала, освѣщаемая сверху матовымъ колпакомъ, съ тремя полукруглым окнами изъ большаго параднаго зала. Церковь во имя Святой Александры. Иконостасъ простой, деревянный, съ образами безъ ризъ, но хорошаго италіянскаго письма; на карнизѣ, надъ алтаремъ, по золотому полю, надписи: „Святъ храмъ Твой, Дивенъ въ правдѣ, услыши ны, Боже". Въ алтарѣ образъ Спаса; тутъ же сохраняется кипарисовая полу круглая доска, на которой съ замѣчательною художественностью изображенъ масляньми красками ликъ Господа Саваоѳа».

Литература:
1. Памятники Архитектуры Москвы. Том 6
2. Мурзин-Гундоров В.В. - Архитектурное наследие России. Дмитрий Ухтомский
3. Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский. 1719 -1774. Каталог

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!