Изгнанники от адена до акко. Что посмотреть в израильском городе акко. Белая Мечеть Аль-Джаззар

Город-крепость Акко расположен на севере залива Хайфа и когда-то являлся ведущим портом Средиземного моря наравне с Константинополем и . Как и многие другие селения на Святой Земле, его занимали различные народы на протяжении веков – от и персов до и римлян. Следы многих из этих культур все еще видны в Акко, который по обилию древних достопримечательностей в Израиле уступает только Иерусалиму. Как ценный исторический памятником город-крепость Акко внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно преданию, однажды во время укладки тротурара бульдозер сместил плиту и песок под ней расступился, открывая какой-то ход. Прибывшие археологи удалили еще тонны песка, прежде чем перед ними открылся огромный великолепный зал крестоносцев с тремя массивными колоннами в центре, поддерживающими сводчатый потолок.

Мощный некогда порт Акко являлся частью Израильского царства, включенной в империю Александра Великого после завоевания в 332 году до н.э. Впоследствии Акко был захвачен египетским царем Птолемеем II, который переименовал его в Птолемаиду. Это название употреблялось вплоть до мусульманского завоевания в VII веке, когда было восстановлено прежнее. Путаницу с названием города усилили крестоносцы с завоеванием крепости в 1104 году, после чего древний порт стал известен как Санкт-Жен д"Акко.

В 1291 году мамлюки разрушили город и убили всех крестоносцев. Акко потерял свое военное значение на последующие 500 лет. В середине XVIII века бедуинский шейх Дахер-эль-Омар сделал Акко своей столицей и построил здесь большую крепость. Его последователи укрепили сооружение и добавили ряд мечетей, в том числе мечеть эль-Джаззар - одну из самых красивых в Израиле.

Выдержала атаку Наполеона в 1799 году, который после неудачной попытки взять город был вынужден удалиться во . Лишь в 1918 году крепость удалось занять британцам. использовали мощные стены в качестве тюрьмы строгого режима для еврейских подпольных групп.

Сегодня в подземельях Акко открыт мемориальный музей истории крепости и тюрьмы.

Что посмотреть

Древний комплекс состоит из постоялого двора XVIII века, где останавливались караваны верблюдов, доставляющих зерно из Галилеи. Высокая башня с часами была построена позже, в 1906 году, в честь турецкого султана Абдул Гамида.

Напротив мечети находится вход в подземный город крестоносцев. Одним из наиболее захватывающих помещений, несомненно, является Рыцарский зал госпитальеров ордена Святого Иоанна, в который сегодня используется для проведения концертов. Уровнем ниже находится еще один большой зал, где, вероятно проходили торжественные церемонии крестоносцев.

Можно также заглянуть в подземные тюремные камеры смертников, где сохранились орудия пыток и виселица, петля которой все еще висит над открытой дверью-ловушкой.

В Израиль мы с мужем приехали самостоятельно из Праги авиакомпанией Wizzair, билеты были недорогие. Проживали мы в небольшом городке Лод (один из самых древних городов страны; согласно преданию, когда-то в Лоде был похоронен Святой Георгий Победоносец, и на предполагаемом месте захоронения Святого воздвигнута церковь), а находится он примерно в 26 км. от Тель-Авива. Нас приняла дальняя родственница мужа. У нее очень маленькая квартирка, но она выделила свою спальню. Условия проживания были конечно не как в отеле. Мы сами готовили и убирались, но я осталась абсолютно довольна и очень благодарна ее учениям и полученным новым знаниям.

Конечно, мы взяли машину напрокат, но на экскурсии ездили, как обычные туристы. Мне было очень интересно узнать подробнее о месте, которое существует с момента сотворения мира, ведь именно здесь зарождалась вся история человечества. У мужа были немного другие планы, он хотел наслаждаться солнцем и морем. Все-таки несколько экскурсий мы посетили вместе, и одна из самых разнообразных и колоритных экскурсиий — это посещение Кейсарии, Хайфы с ее изумительными садами и арабского древнего города Акко. Интересно, что после экскурсии безумно хочется вернуться в эти места, но только самостоятельно. Очень напрягает ограниченное время, торопливость, а так как я много фотографирую, то я еще вечно теряюсь и ничего не слушаю). Но есть и плюсы — это очень интересная и важная информация, первое знакомство с местом и организованность. Самостоятельно мы ездили на Мертвое море, пролезли заповедник Эйн Геди, посетили (крайне рекомендую как самостоятельную поездку). Остальные знаковые места мы посетили вместе с экскурсией. Но все-таки лучше обзавестись путеводителями и посещать все самостоятельно.

Что собой представляет Кейсария, я ничего толком не знала, кроме того, что это развалины Римского города под открытым небом на берегу Средиземного моря.

Давайте углубимся в историю древнего города Кейсария. Здесь в 586-332 гг. н. э. было финикийское поселение, выбранное по причине наличия заливов и мелких полуостровов, где было удобно причаливать судам. А потом появился город между устьями ручья Крокодилов и речки Хадера. В 103 г. н. э. этот город, вместе с прилегающими землями, попал в руки Александра Янная и был присоединен к Иудее. Затем его отвоевал римский полководец Помпей, а на следующем этапе Октавиан Август передал царю Ироду. Тот за 12 лет отстроил все заново, по римскому образцу, а в честь покровителя кесаря назвал Кейсарией.

Ирод Великий не пожалел ни сил, ни средств, чтобы доказать свою преданность императору, и тот оценил это, сделав Кесарию административным центром римской прокуратуры.

Великолепие нового города бросалось в глаза приближающимся с моря: облицованные мрамором дома, стоявшие полукругом, величественный храм со статуями Ромула и Цезаря.

Порт площадь, которого со всеми внутренними гаванями составляла 90 тыс. м., был сделан с такой технической изобретательностью, что поныне вызывает восхищение специалистов. До сих пор ученые ломают голову, как Ироду удалось углубить морское дно на 36 м.

Что касается населения города, то оно было смешанным. Основную массу составляли евреи и сирийские греки, между которыми постоянно возникали конфликты.

В 128 г. город пострадал от сильного землетрясения, но вскоре был восстановлен и сюда вновь потянулись евреи. Уже в I в. здесь появились первые христиане: апостол Петр произвел первое крещение язычника, римского легионера Корнелия.

В III — IV вв. здесь находился один из главных церковных центров Палестины с христианскими школами, что славились во всем мире, а библиотека, где хранились ранние рукописи Библии и оригинальная версия Евангелия от Матфея, насчитывала свыше 30 тыс. томов.

Наибольшего расцвета город достиг в византийскую эпоху. И несмотря на завоевания арабов городу удалось сохраниться до XIII в.

Далее история нас приводит в XIII в. во времена Людовика IX, когда город стал истинной крепостью с высокой мощной стеной, мощными башнями и стенами, по всей длине которых находились тайные отверстия для выхода в ров, окружавший это место.

Кстати, о крестоносцах, что разграбили город по полной программе. Среди прочей добычи, попавшей им в руки, была чаша, отлитая из зеленого стекла. Они почему то решили, что это чаша Святого Грааля, которую апостол Филипп некогда привез в Кейсарию.

В 1291 г. после падения города Акко, ставшего последним оплотом крестоносцев, мамелюки, боявшиеся вторжения рыцарей с моря, полностью и разрушили Кейсарию. Еще недавно процветавшее место превратилось в руины. Порт обмелел и затянулся тиной, акведуки засохли, сады зачахли. А из порта потянулись корабли с награбленным добром. Чего только не тащили! Даже колонны, статуи, камень…

Город простоял на руинах несколько столетий. Лишь в конце XIX в. турки восстановили разрушенную крепость крестоносцев, организовали в ней административный центр и выделили земли мусульманским беженцам из Боснии, которые основали поселение, занялись сельским хозяйством и рыболовством. Несколько позже часть земли была приобретена Еврейским колонизационным обществом.

В один из своих приездов в Эрец-Исраэль барон Эдмонд Ротшильд, побывал в Кейсарии и решил возродить былую красоту. «Я хочу купить эти земли и построить на них еврейскую Ривьеру», сказал он и начал приводить слова в исполнение. Но не успел. Его мечту во второй половине XX в. стал претворять в жизнь внук, предложивший программу раскопок и реставрационных работ.

Сегодня там, где происходили вышеописанные события — Национальный парк, территория которого простирается от города крестоносцев на север до римского театра на юге.

К сожалению, у меня очень мало фотографий с древних развалин города Кейсария.

1


Начнем путешествие с Национального парка. Войдем сюда через ворота крестоносцев. На восточной стороне — высокие и мощные стены, которые во времена крестоносцев окружал глубокий ров.

1


Крепостная стена времен крестоносцев.

Итак, мы в городе XI — XIII вв. Часть строений, которое отремонтировали, отреставрировали и сдали в аренду рестораторам и владельцам разных магазинов.


Римские улицы

2


2



2



Доминантой города был шикарный дворец Ирода, стоявший на выдающимся в море мысе, а потому около его стен с трех сторон плескалось море.

1


В западной части дворца имелся обширный бассейн, который в византийский период использовался как городской рыбный рынок. Стоит напрячь воображение, и в ноздри ударит неподрожаемый «рыночный» запах рыбы, что смешивался с запахами продаваемых тут же душистых масел и пряностей.

1


Улица украшена римскими колоннами, она приводит к насыпи, назыаваемой подиумом, где стояли в разные периоды времени разные храмы. Ирод поставил там святилище Юпитера, византийцы — восьмигранную церковь, арабы перестроили ее в мечеть, превратившуюся в эпоху крестоносцев в кафедральный собор Св. Петра, что рухнул из-за неудачной планировки.


1


Южнее стоит римский театр, построенный по образцу греческого. Театр в Кейсарии — древнейший из обнаруженных в Израиле. Сооруженный во времена Ирода, он функионировал сотни лет. На сиденьях могло разместиться примерно 4000 зрителей. Причем первые ряды предназначены для особо почетных граждан. Этот амфитеатр на две трети своей длины «обнимал» полукруглую площадку, на которой размещались актеры, хор и танцоры.

В разные времена театр служил для разных целей. Так, в византийский период орхестру превратили в бассейн, где давали представления на воде. Нередко запретные, например, «водный балет» с участием нагих нимф.

Сегодня театр используется исключительно в культурных целях здесь проводят концерты, ежегодные летние музыкальные фестивали.


Кто угдает что это?

Правильно! Это то, что осталось от римского туалета, неделеко от которых находились римские бани.


Ипподром, который появился во II в. Он самый крупный на востоке (длина около 450 м.) славился состязанием колесниц и всадников, что объезжали колонны-метты и проходили тараскипп (устрашающей коней).


Востанновленный ипподром выглядит прекрасно. На нем и сейчас проводят разничные мероприятие.

1


Кто-то вообразил себя царем Иродом.

2


Вид на быший маяк. Сейчас там ресторан.

Экскурсия была очень короткой. После неё мы направились в Интерактивный музей, в котром можно совершить путешествие во времени. В одном из залов распологается кинозал, где каждый 15 минут идет фильм, рассказывающий историю города на разных языках. Этот фильм об истории Кейсарии меня очень впечатлил, и я глубоко прониклась его историей, вернувшись в 103 г. до н. э. во времена царя Ирода и ощутив, как он отстраивал город по римскому образцу, чтобы доказать свою преданность императору.

Очень жаль, что мы не посмотрели даже 1/3 города, ведь попав в Кейсарию, надо обязательно посетить интереснейший музей Ралли, в котором находиться собрание произведений изобразительного искусства известного коллекционера Гарри Реканати, который посвятил его памяти евреев, изгнанных из Испании. Рядом здание, построенное в стиле испанской виллы. Здесь можно увидеть работы европейских и латиноамериканских художников. В экспозиции музея особенно впечатляют оригинальные вещи, сделанные руками Сальвадора Дали и т. д.

Сладости, которые нам удалось купить по дороге.


Я обожаю восточные сладости) Поедаю их уже по пути в Хайфу.

За все годы лайфа

Я такого кайфа

НЕ ловил.

Юлий Ким.

Хайфа — один из трех самых крупных израильских городов. Необычный, удивительный. Со старинными домами, выложенными белым камнем, потемневшим от времени. Некоторые из них увитые плющом, выглядит очень загадочно, что чудиться, будто приоткроется занавеска и выглянет из-за стрельчатого окна восточная красавица.

Тяжело изгибаясь, поднимается вверх по улицы, нередко соединенные между собой ступенями лестниц, ибо город расположен на неровной местности, спускающийся с горы Кармель до самого моря.

Город вместе со страной пережил немало событий, что естественно не могло отразиться на его облике. И сегодня здесь старина сочетается с современностью, а Запад с Востоком, и люди разных религиозных конфессий прекрасно уживаются друг с другом.

Хайфа — большой город на достопримечательности, и посмотреть его стоит в обязательном порядке, но наша экскурсия включала только просмотр Бахайских садов.

Наша экскурсия началась со средней террасы в Бахайские сады, в центре которых стоит усыпальница Баха.

1

Входим в сады, которые сравнительно недавно были расширены.

2


На протяжении километра знаментый архитектор Фарибурз Сахба расположил восемнадцать террас (девять выше святилища, девять — ниже его) шириной от 60 до 400 м. с изумрудными газонами, вдоль которых бежит журча, вода, что спускается по желобкам из верхнего бассейна в нижний.

1


2


1


Тот рай, что я увидела, не передать ни словами, ни фотографиями — для этого нужно посетить это сказочно красивое место, прогуляться и насладиться всеми растениями, красками, пейзажами…

2


На протяжении всего пути нет ни одной скамейки. И неспроста. Так сделано для того, чтобы паломники медленно, безостановочно поднимались снизу вверх.

3


В самом центре стоит гробница Баха — белоснежное здание под золотым византийским куполом, прекрасно видное со всех концов города.

2

Предупрреждение : при входе в Бахайские сады есть обязательное правило — закрытые плечи и колени, и оно очень строгое. Я кое-как привязала платок на колени, но он плохо меня спасал, и меня выгоняли каждый раз, как у меня выглядывало колено.

Вход на территорию храма под строгим контролем никаких сумок и фотоаппаратов. Сняв убовь у резной двери, зайдем в большой зал, застеленный коврамии. В месте захоронения Баба нет надгробия. Лишь драпировки, масса свечей, светильников да большая, играющая хрустальными подвесками люстра. Ни мебели, ни украшений, ни религиозной атрибутики. Лишь изречения в изящных рамочках на стенах, а по углам вазы, наполненные розовыми лепестками, аромат от которых смешивается с запахом живых цветов. Все это создает необычную атмосферу, и ступая босиком по мягкому ковру, ты невольно уносишьмя мыслями далеко-далеко, забывая о бренности существования, и твою душу наполняет покой.

В честь кого же названы Бахайские сады? Человек, назвавший себя Бабом Эладином, что в переводе означает «врата религии», внес ряд прогрессивных изменений в религиозную сферу. Объявив себя пророком, посланным для подготовки пришествия Мессии, Баб обещал людям приход Божьего дня, наступление эпохи преобразующей всей жизни.

Баба вызвал недовольство властей его заключили в тюрьму. Благодаря учениям Баба вышло из застенков и распрастранилось в народе. Возникло восстание, власти казнили Баба. Но увы жестоко просчитались. Появилсчя новый, более сильный предводитель — Мирза Хусейн Али, взявший себе имя Баба-Улы («светоча Бога»), которого не сломали даже испытания, а помогли ему выжить, получить откровение Свыше, но и превратить бахизм из секты во всемирную религию.

После освобождения он оказался в Акко, месте гнилых болот, кишевших малярийными комарами, куда ссылали каторжников на верную гибель. Но Баба Ула не только прижился в этих краях, но и сумел превратить их в цветущий сад, получивший название Бахаджи (Сад Баба). И этот сад стал его приютом, где он упокоился под плитами возведенной позднее гробницы.

2




2



Грейпфруты, ах как хотелось вас сорвать)))

3

Я в раю! Я видела много садов, но этот — самый удивительный, прекрасный, с огромным разнообразием растений. Порядок там идеальный, и за каждым твоим шагом следит охрана.

2


Цветущий туалет

1


Потом на автобусе мы подъехали на самую вершину горы Кармель, откуда открылась верхняя терраса сада.

2


Вид на проспект Бен-Гурион

1


Время было очень ограничено, и как всегда прогуляться по садам не было времени. И, к тому же, большое количество туристов просто не даст насладиться райским уголком.

3

Этот сказочный храм никогда я теперь не забуду,

Где все люди живут меж собой в постоянном ладу.

Одинаково чтут там Христа, Магомета и Будду

И не моляться там, а сажают деревья в саду.

Здесь вошедших, любя, обнимают прохладные тени,

Здесь на клумбах цветов изваянья животных и птиц.

Окружают тебя очертания дивных растений,

Что не знают границ, что не знают границ.


Древний город Акко я целеноправленно собиралась посетить, ожидая увидеть и почувствовать древность всего его существования, но как все туристы было неприятно шокированна увиденным. Первое, что бросается в глаза это арабы, грязь, шум, резкие запахи, грязное побережье, во что же превратили древний город с такой богатой историей.

1


Я думаю, что впечатлнение от короткой обзорки по городу у нас сложилось абсолютно неправильное. Ведь в нем действительно есть, что посмотреть: музей Окаши, город крестоносцев, крепость, мечеть Эль Джазира, турецкая баня, мечеть Эль Рамель, синагога Рамхаля, Хан эль-Франж, маяк, церковь Св. Иоанна, Маронитская церковь Св. Марии.

Для крестоносцев город Акко — стратегический пункт. Именно здесь высаживались на Святую землю искатели приключений, а по совместительству братья-рыцари и их многочисленные сопровождающие. Сохранившиеся остатки некогда грозных и неприступных укреплений, монастырей, замков, подземных ходов и храмов представляют собой впечатляющий комплекс, расположенный в основном под землей.

Госпитальеры, тамплиеры, тевтоны — у каждого ордена был свой квартал в городе. Гуляя по обеденным и спальным залам крепости госпитальеров, приятно осознавать, что гостями здесь бывали Франциск Ассизский, Марко Поло, Ричард Львиное Сердце и многие другие.

История Акко продолжается уже без перерывов свыше 4000 лет. Впервые название города (произносилось как «Аку») встречается на черепках египетских глиняных сосудов (около 1800 года до н. э.). А первый вещественный документ с упоминанием этого места — клинописное письмо на глинянной табличке (XV в. до н. э.). В эпоху Израильского царства Акко принадлежал финикийцам. Потом здесь властвовали ассирийцы, персы. А в 332 г. до н. э. в этих местах появился Александр Македонский. Город вошел в состав Гереческой колонны. Когда Палестина оказалось под властью египетских царей из династии Птолемеев, Акко был переименован в Птолемиаду.

Следующая страница Акко — присоединение в 52-54 гг. до н. э. к Римской империи усилиями Помпея. Юлий езарь превратил город в крупный порт.

С появлением христианства в Акко образовалась небольшая христианская община, которую соглано Новому завету посетил апостол Павел.

Процветание этого места закончилось с завоеванием его в 614г. персами, а потом арабами. Город вновь переименованный и ставший Акко, мало кого интересовал, а потому разрушался.

В XI в. Палестину прришли крестоносцы и развернули бурную деятельность, понастроили церквей и монастырей.

Но в 1187 г. после разгрома крестоносцев Саладином христиане были изгнаны из Акко, город заполонили мусульмане.

Однако в 1191 г. во время 3-го крестового похода, здесь появилась коалиция, состоящщая из французкого короля Филипа II Августа, австрийского герцога Леопольда V и английского короля Ричарда Львиное Сердце. И снова маятник отклонился в сторону европейцев, которые назначили это место своей столицей в Палестине. В честь многочисленных монахов-госпитальеров, служивших святому Иоанну Иерусалимскому и построивших здесь постоялые дворы и лечебницы для паломников, город нарекли Сен-Жан д Акром.

И это было не случайно. В их понятии здесь находился центр мира, в котором встречаются 3 материка — Европа, Азия и Африка. Точка соприкосновения — Мушиная башня, что и сегодня торчит из моря черной скалой.

Обосновавшиеся здесь рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров окружили город высокой каменной стеной с башнями у ворот с цитаделью. Разрушив мечеть возвели на ее месте кафедральный собор Св. Креста. Город выгллядел в лучших традициях средневекового зодчества, о чем говорит в своем «Описании Святой земли», о чем говорит немекий свящщенник Людольф фон Зухем. Он рассказывает о многоэтажных домах, со стеклянными окнами, складах, больницах, административных зданиях, более 40 церквей, 23 монастырей.

Благодаря или вопреки многочисленной смене культур, властвовавших на этой территории, Акко является уникальным историческим достоянием Израиля, сочетающим культуры востока и запада, прошлое и будущее. И это не удивительно, что Акко всегда являлся центром истории, так как он был расположен на перекрестке торговых путей и считался важным стратегическим пунктом для различных военных кампаний. Современный город Акко разросся далеко за пределы Старого города. Его населяют евреи, арабы мусульмане, арабы христиане, друзы, армяне, бахайцы, и все эти народы мирно сосуществуют на небольшой территории.

Акко, как один из античных городов изобилует многочисленными памятниками истории и культуры разных времен и населявших его народов. Благодаря такой богатой истории и достопримечательностям его считают одним из главных туристических центров страны. В 2001 году он был отмечен международной организацией ЮНЕСКО за сохранение мирового культурного наследия. Здесь находится единственный город крестоносцев, полностью сохранившийся до наших дней.

Первые упоминания о городе появляются около 4000 лет назад, когда он находился под господством Египта. В 4 веке до н.э. город завоевал Александр Македонский и превратил его в греческую колонию. В это время он становится крупным портовым городом и самым важным в колонии. После смерти Александра Македонского Акко неоднократно менял правителей и свое название, что, в итоге сделало его независимым греческим городом. В Римскую эпоху Акко стал частью Римской империи и сыграл для римлян важную роль в период иудейских войн – восстания евреев за независимое государство. В Акко в свое время приезжал и Юлий Цезарь.

Во времена крестовых походов за этот город разгорались настоящие битвы, и Акко поочередно переходил в руки крестоносцев и мусульман. А в 1191 году город становится столицей Иерусалимского королевства крестоносцев после захвата его войсками под командованием французского и английского королей Филиппа Августа и Ричарда Львиное Сердце. Акко переименовали в Сен-Жан д’Акр и обнесли мощными стенами, часть которых сохранилась до настоящего времени. Также появились многочисленные здания, возведенные рыцарскими орденами: церкви, монастыри, жилые дома, административные здания. До наших дней сохранился построенный тамплиерами туннель длиной 350 м, соединяющий крепость тамплиеров и морской порт. Из военно-религиозных орденов в Акко проживали тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден. Древний город в те времена также населяли купцы из Пизы, Генуи и Венеции. В это же время Акко становится и центром еврейской учености, сюда переезжает из Парижа высшее учебное религиозное заведение Иешива рабби Иехиэля с его учениками. Однако власть крестоносцев в Акко продолжалась недолго, между представителями разных орденов постоянно вспыхивали конфликты, которые, в конце концов, и привели к ее падению. В 1291 году город захватили мамлюки – воины средневекового Египта. Они уничтожили большую часть христианских и еврейских жителей Акко, а также разрушили церкви и монастыри.

В 1517 году Акко перешел в руки турков-османов. Последующие правители в период с 1750 по 1840 годы заново отстраивали город и восстанавливали крепость, учитывая его выгодное стратегическое положение. Были также созданы все условия для проживания здесь евреев, французов и мусульман. В 1775 году правителем Акко стал Ахмад-Аль-Джаззар, продолживший восстановление крепости, которая выдержала осаду армии Наполеона. При нем Акко стал главным портом Левантийского побережья, были построены новые мечети, турецкая баня, базар, городские стены, некоторые из которых до сих пор существуют. Одна из мечетей носит имя Аль-Джаззара и является третьей по значимости мечетью в Израиле после Аль-Акса и Куббат Ас-Сахра, находящихся на Иерусалима. Долгое время мечеть Аль-Джаззара была самым крупным и важным мусульманским центром. Ее построили на остатках церкви тамплиеров по подобию турецких мечетей. Для строительства были приглашены особые специалисты из Кипра и Греции, а строительный материал, например, гранит везли из . Само здание мечети белого цвета, за что ее еще называют Белая мечеть. Здесь хранится одна из мусульманских святынь – три волоска из бороды пророка Мухаммеда. До наших дней также сохранились постоялые дворы или ханы. Самый известный из них Хан Аль-Умдан, построенный при Аль-Джаззаре. Это двухэтажный дом с большим двором внутри, верхний этаж использовался для проживания, а нижний, вдоль которого сооружены арки с колоннами, использовался как склады. Позднее над главным входом во двор соорудили башню с часами, которая и является его отличительной чертой. Хан Аль-Фаранджи – самый древний постоялый двор, однако хорошо сохранившийся до сих пор. Здание построили французские купцы в центре венецианского квартала. Сейчас здесь размещаются школа францисканцев и церковь. Остальные два постоялых двора Хан А-Шуарда и Хан А-Шуна разрушены и находятся в заброшенном состоянии. В центре Старого города расположен действующий Турецкий базар, где продаются разнообразные сувениры.

С 1840 года Акко был опять передан Турецкому султану, в период владычества которого многие стены древнего города были разрушены. В 1868 году в Акко прибыл для отбывания заключения Бахаулла – основатель веры Бахаи, проживший здесь до своей смерти, продолжая распространять свое учение. Его могила находится в парке Сады Бахаи недалеко от Акко. Кроме могилы основателя веры местом паломничества для бахайцев является и крепость Акко, где Бахаулла был в заключении.

Позднее с появлением железных дорог, соединяющих Хайфу и Дамаск, стремительно стала развиваться Хайфа, как важный промышленный и портовый город, а Акко постепенно утратил свое стратегическое значение. В ходе Первой мировой войны городом завладела британская армия под руководством генерала Аленби. С этого момента британцы управляли ним в рамках мандата на Палестину и превратили Акко в административный центр севера страны, а в турецкой крепости была создана тюрьма для еврейских политзаключенных. В 1948 году Акко был захвачен израильской армией. После войны город все больше стал расширяться за стены крепости, а Старый Акко превратился в туристический центр Израиля. Многие исторические памятники были обнаружены во время раскопок в наше время, реставрированы и открыты для посещения туристов. У входа в Старый город можно увидеть карту, которая поможет отыскать интересующие объекты.

Акко – один из старейших городов страны с непрерывно продолжающейся историей свыше 4 тысяч лет. Располагающийся на побережье Средиземного моря, на развилке торговых дорог, город всегда был в центре истории и местом где встречались разнообразные культуры, а так же стратегически важным участком во времена всех военных компаний проходивших в регионе. В отличие от многих израильских городов Акко не претерпевал полных разрушений и сохранил до наших дней множество древних строений. Акко – единственных город эпохи крестоносцев, дошедший до нынешнего времени в исключительной сохранности.

Впервые Акко упоминается в 1456 году до нашей эры, в списке городов, которые завоевал Тутмос 3 во время своего военного похода, среди иных выбитых на стенах Карнакского храма. Более позднее упоминание относится к четверному веку до нашей эры, в найденных археологами древнеегипетских архивах, в которых хранилась переписка между ханаанскими царями. Библейская Книга Судей упоминает Акко в период расселения колена Асира в чье владение и вошел город.

Сегодня это солнечный прибрежный город с очень ярким колоритом, богатой историей, переполненный достопримечательностями как с исторической точки зрения, так и с археологической и архитектурной. Старая часть города занесена в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Манящий в свои пределы многочисленных туристов город зеленеет множеством кипарисов и эвкалиптов, по количеству которых может сравниться с самой , полностью засаженной эвкалиптами. Эвкалипты вытягивают влагу из земли и во времена высушивания болот, местность засаживали эвкалиптовыми деревьями, которые растут здесь по сей день, высушивая почвы во время дождливой и создавая дополнительную тень в жару.

Для любознательных гостей страны, Акко – просто находка, город сам по себе достопримечательность, абсолютно на каждом шагу можно увидеть свидетельства прошедших времен, а узкие улочки рынка, известного на весь север, завораживают и не отпускают. На местный рынок, работающий всю неделю, включая шабат, приезжают покупатели со всей округи: с Хайфы, Крайот (пригороды Хайфы), Наарии и Кармиэля, приезжают даже с Рош Айна и . Причем, далеко не всегда приезд на рынок в Акко обуславливается необходимостью, что то купить, чаще это просто аттракция, которую себе устраивают жители соседних городов, в особенности в субботу, когда в обычных городах ничего не работает, в Акко, можно купить самые разнообразные вкусности, от свежайшей рыбы, только что словленных кальмаров и другой морской живности, привозимой и сдаваемой рыбаками с лодок в50 метрах от самого рынка, до сладостей и настоящего, ароматного, арабского кофе, варимого прямо на улице в турках.

Многие семьи любят просто погулять по этим, выложенным булыжниками улочкам, любоваться изумительно красивыми арабскими вазочками, кальянами, турками, татамами и другими диковинными для европейского человека вещами, или перекусить в одной из местных закусочных, где посетителям предлагается неповторимый хумус, фалафель и шаурма в пите, оставив свои каждодневные проблемы, заботы, работу: заводы в Хайфе и Нешере, больницы Мизра и , галереи в Кармиэле. Метров в тридцати от рынка на причале качаются на легких волнах небольшие яхты, чьи владельцы с радостью катают желающих по прибрежным водам за очень небольшую плату. Надо сказать, что Акко очень доступный город, и с точки зрения цен на рынке, в магазинах или за квартиру, и с точки зрения радушности местного населения, легко и с удовольствием идущего на контакт.

Выйдя с рынка, на набережную начинается знакомство с историческими достопримечательностями города – его стенами. Система стен обнимала Акко и с моря и со стороны суши, выдержав в свое осаду Наполеона, укрепления имеют высоту в 10-13м. и метр в ширину. Процесс построения стен продолжался с 1750 года по 1801, и происходил в три этапа. Первая стена была построена всего за год, окружая весь город со стороны моря и суши, не могла при этом защитить от подкопа или лестниц. Во время правительства Аль-Джазара постройка стен и укрепление города продолжились, и не оканчивались даже после того как стены выдержали напор Наполеона. Укрепив существующие стены, Аль-Джазар возвел новые и провыл между ними глубокий ров, заполнив его водой. Сообщение с городом происходило через северо-западные ворота и юго-восточные. В большинстве своем это и есть нынешние стены города. На всех стенах были установлены пушки, которые простреливали любые подступы к городу, разрешая приближение к стене только военным или гражданским по специальным пропускам.

В черте старого города, располагается вторая по значимости достопримечательность города – мечеть Аль-Джазара, признанная второй по красоте в стране, после Иерусалимской мечети Купол Скалы. Мечеть построена в стиле оттоманской архитектуры, многое унаследовавшей от персидского и византийского стилей. Зеленый купол и минарет, являются отличительной чертой мечети Аль-Джазара, построенной на фундаменте церкви Святого Креста, стоявшей здесь во времена крестоносцев. Возведенная по приказу оттоманского губернатора в течении года 1781-1782, мечеть уже столетия радует своей красотой и молящихся мусульман и любующихся ее великолепием туристов других религий.

Одно из наиболее впечатляющих строений в старом городе – Цитадель Акко, находящаяся в северной его части, построенная правителем города Дахар эль Омаром в в 1750 году на остатках крепости Госпитальеров. Стены Цитадели высотой 40 метров служили дворцом для правителей Акко, а во внутренних постройках создавались стратегические запасы и оружейные склады. Позже здесь расположилась тюрьма, в которой отбывали заключение и Бахаулла (основатель религии бахаи) и Зеев Жаботинский – основатель еврейского легиона, писатель и поэт, воевавший во время первой мировой войны в составе британской армии.

Наиболее романтичной и загадочной достопримечательностью Акко является подземный Туннель Тамплиеров в юго-западной части города. Соединяющий в свое время крепость Тамплиеров, ныне не сохранившуюся, но упоминаемую в записях хронистов того времени, на западе, с восточным морским портом, туннель проходит под Пизанским кварталом и представлял собой исключительной важности стратегический объект. Общая площадь туннеля в 350 метров освещена на все протяженности светом тусклых ламп, находящихся в воде под полом из досок. Шум воды на фоне тишины подземных сводов, уносят воображение в атмосферу прошлых времен. Примечательно что обнаружен был туннель абсолютно случайно, во время ремонтных работ в канализационной системе, начатых из за постоянных жалоб женщины, чей дом находился над туннелем. Обнаруженный в 1994 году, для посещений туннель был открыт лишь в 1999, после очищения тоннеля от грязи, установки насосов, откачивающих воду, а так же деревянного настила и освещения.

Описывать достопримечательности Акко, все равно, что пытаться посчитать капли в море его омывающем, здесь каждый камень что то помнит, и каждый угол что то знает, проще приехать и увидеть все своими глазами, побродить его улочками, послушать крик торговцев и шепот деревьев, пообщаться с его жителями и поесть местных вкусностей, покататься на его волнах и впитать в себя его дух с войнами крестоносцев и крепостью стен.

Старый Акко — один из немногих городов Средиземноморья, чьи крепостные стены реконструированы практически полностью, кроме двух проломов: в наши дни их используют для проезда транспорта.

БИБЛЕЙСКИЙ ГОРОД

Акко упомянут в Библии всего один раз, но этого, а также многочисленных археологических находок оказалось достаточно, чтобы его считали вполне библейским.

Израильский Акко — один из древнейших городов Ближнего Востока, в наши дни — порт на берегу средиземноморского залива Хайфа. На противоположной стороне залива видна священная гора пророка Илии — Кармил.

Равнина, на которой стоит Акко, в древности считалась одной из самых плодородных в Восточном Средиземноморье, здесь было множество садов и оливковых рощ.

Исторически Акко был важным пунктом древних торговых путей, что вели в Левант, к Иорданской равнине и далее в .

Самые древние археологические находки на месте древнего Акко, стоявшего на некотором удалении от морского побережья, относятся к раннему бронзовому веку — примерно 5 тыс. лет назад. Первое упоминание об Акко содержится в египетском тексте, относящемся приблизительно к XV в. до н. э.

Единственный раз Акко — под этим названием — упоминается в Библии в связи с хананеями — жителями Ханаана, придумавшими алфавитное письмо и занимавшимися преимущественно торговлей. Они именовали город Акка и окружили его стенами из глины и камней. Акко считался ханаанским, но фактически был одним из финикийских торговых городов Восточного Средиземноморья. Из-за своего выгодного положения он постоянно подвергался захватам: хеттов, египтян, ассирийцев, персов.

В 333 г. до н. э. город занял Александр Македонский, Акко стал греческой колонией и был переименован в Птолемаиду. Как Птолемаида Акко упоминается в Библии, в посланиях апостола Павла, который провел в городе один день.

Тогда же в Акко появилась небольшая еврейская община. В 330 г. до н. э. жители Акко перебираются в новый город — на берег моря, и Акко становится важным портом и одним из крупнейших городов эллинистического мира, получая звание «ключа от Леванта».

В 52-54 гг. до н. э. Акко был присоединен к Римской империи и переименован в колонию Клаудия Кесарис. При римлянах в городе было построено много новых зданий. В 395 г. н. э., в период развала Римской империи, Акко оказался под властью Восточной (Византийской) империи.

В византийскую эпоху Акко был центром епархии и местонахождением архиепископа Тирского. На протяжении всего раннего Средневековья в Акко существовала небольшая еврейская община.

VII в. — начало первого исламского периода истории Акко: он был захвачен мусульманами и в 638 г. перешел под власть Праведного халифата, созданного после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Арабское завоевание вернуло городу изначальное название — Акко (Акка), и он стал главным портом в период Омейядского и Аббасидского халифатов.

Акко имел важнейшее значение и во время правления рыцарей-крестоносцев, особенно в XIII в. когда был столицей Иерусалимского королевства крестоносцев, построивших в нем много зданий и полностью его преобразивших, в то время как сам Иерусалим находился уже под властью мусульман.

В 1291 г. мамлюки воспользовались междоусобицами среди крестоносцев, разрушили Акко и вырезали почти все население. Город начал восстанавливаться лишь в середине XIV в. После присоединения к Османской империи в 1517 г. Акко снова стал важным портом. Современный облик Старого города — результат градостроительной деятельности оттоманских губернаторов в XVIII в.

В 1918 г. англичане отняли городу турок и управляли им в рамках мандата на Палестину до 1948 г., когда в период арабо-израильской войны Акко заняла израильская армия.

СЛЕДЫ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

Акко находился на пересечении торговых путей, здесь были удобные гавани, и почти все завоеватели, пытаясь удержать его, строили многочисленные укрепления, некоторые из которых в том или ином состоянии сохранились до наших дней.

Точно не установлено, находится ли современный город Акко (Акка, Акра) на месте библейского. Ведутся раскопки на холме Телль-эль-Фукхар, в полутора километрах от современного города. Самое естественное объяснение: город на холме сокращался по мере роста порта, пока совсем не исчез.

Древностей — как сохранившихся, так и в виде руин — в городе очень много. Многие пострадали от того, что в течение веков эти постройки разбирали горожане на строительство новых домов, но в основном в силу целенаправленного разрушения в 1291 г. захватившими город арабами. После этого события и нескольких столетий запустения следы присутствия крестоносцев оказались на глубине до 8 м относительно уровня нынешних улиц Старого города. После создания государства раскопки в городе ведутся постоянно. Старый город Акко внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во времена крестоносцев собственные кварталы построили в Акко рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров и Тевтонского ордена. Акко — единственный город крестоносцев, оставшийся в относительно сохранном состоянии. В том числе сохранились руины порта, волнолома и маяка той поры.

Раскопаны и превращены в подземный музей крепость-монастырь госпитальеров св. Иоанна и часть городских построек крестоносцев XII в.

Большинство из них после разрушения арабами надземной части использовались как фундамент для новых строений, как, например, крепость в Старом городе, построенная турками в середине XVIII в. на руинах монастыря госпитальеров и использовавшаяся во время Британского мандата в качестве тюрьмы для еврейских активистов. Или один из лучших образцов османской культовой архитектуры — мечеть Аль-Джаззара (Большая, она же Белая мечеть), воздвигнутая на остатках храма тамплиеров. От мусульманского периода сохранились также четыре старинных постоялых двора-хана, в том числе известный своими колоннами хан Аль-Умдан (Хан колонн) с замечательной Часовой башней (см. иллюстрацию в содержании) у входа в порт.

Во времена правителя и Ахмеда Аль-Джаззара (1721-1804 гг.) были построены могучие городские стены Акко, выдержавшие под командованием этого оттоманского губернатора в том числе и осаду войск Наполеона.

После занятия Акко израильскими войсками в 1948 г, в Акко были запущены первые за всю историю промышленные предприятия (включая единственный в Израиле сталепрокатный завод), а также построены новые жилые кварталы.

Современный Акко — торговый и административный центр Западной Галилеи, населенный евреями и арабами, представляющими 25% горожан и живущими в основном в Старом городе.

В начале 1990-х гг. в Акко поселилось значительное количество репатриантов из республик бывшего СССР и . Сегодня население Акко больше волнуют не вопросы межэтнических отношений, а проблема занятости населения: уровень безработицы в Акко выше, чем в среднем по стране, он более 10% от всего работоспособного населения.

Главное культурное событие в Акко — Международный фестиваль альтернативного театра «Театрон ахер». В течение четырех дней труппы из разных городов страны показывают около ста спектаклей в залах крепости, построенной крестоносцами, и в прибрежной зоне старинного города. Если изначально на театральных площадках Акко в основном выступали артисты из Тель-Авива, то теперь в него вовлечены местные жители, среди которых немало израильских арабов. Фестиваль в Акко нередко подвергается критике за политизацию и антирелигиозный эпатаж.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные:

■ Заповедник с эвкалиптовой рощей.

Исторические:

■ Гора Кармил с пещерой пророка Илии.

■ Тоннель тамплиеров (конец XII в.).

■ Крепость-монастырь св. Иоанна (Рыцарские залы).

■ Крепостные стены (1750-1840 гг.).

■ Волшебный сад, крепость (Музей узников подполья, 1750 г.).

■ Акведук Кабри.

■ Храм-мавзолей Бахауллы (основателя бахаизма) и бахайский сад.

Культовые:

■ Синагога Ор ха-Тора («Свет Торы»).

■ Мечеть Аль-Джаззара, или Большая мечеть (1781 г.).

Архитектурные:

■ Постоялые дворы-ханы (хан Аль-Фаранджи, хан А-Шуарда, хан А-Шунаихан Аль-Умдан, 1784г.).

■ Постройки крестоносцев (руины порта, волнолома и маяка).

■ Базары (Турецкий — конец XVIII в., Аль-Абъяд — 1817 г.).

■ Турецкая баня (Хамам Аль-Баша).

■ Гора Кармил, давшая название католическому ордену кармелитов, связана с ветхозаветной легендой о том, как пророк Илия вызвал тут на состязание четыреста пятьдесят жрецов Ваала и на глазах всего Израиля и царя Ахава вызванным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог». С середины второго тысячелетия до н. э. гора Кармил почитается как иудеями, так и христианами. В трудах древнеримских историков Тацита и Светония упоминается о горе Кармил, почитаемой язычниками святою и считавшими ее «жилищем Зевса».

■ Согласно древнему преданию, искусство изготовления стекла было случайно открыто людьми, жившими неподалеку от Акко. В древности на протяжении длительного времени Акко был центром изготовления изделий из стекла.

■ Значение слова «Акка» неизвестно. Древние египтяне называли его «Аак»: это слово содержится в вырезанном на стене Карнакского храма Амона в Фивах списке городов, завоеванных во время первого военного похода фараона Тутмоса III.

■ Местные легенды предлагают свои версии происхождения названия города. Согласно одному, всемирный потоп случался дважды. Во второй раз вода, подойдя к городу, остановились. Отсюда и название Акко, состоящее из двух ивритских слов: «ид» и «ко», что значит «до сих пор». Вторая версия связана с древними греками, которые, возможно, считали, что Акко — название целебного растения, которое залечило раны Геракла. На городских монетах изображался Геракл, которому местная богиня дает это растение.

■ Император Наполеон Бонапарт говорил, что поражение под Акко стало для него первым большим ударом за всю жизнь. В 1799 г. Наполеон подошел к стенам Акко, направляясь в поход на Сирию. Наполеон заявил, что если этот портовый город сдастся ему на милость, то «весь мир будет мой». Осада Акко длилась более двух месяцев, осажденным очень помогли англичане, и французская армия, понеся большие потери и почти без артиллерии, вынуждена была отступить.

■ Местом паломничества многих последователей веры Бахай является тюрьма в крепости Акко, где Бахаулла (1817-1892 гг.) находился в заключении с 1868 по 1870 г.

■ В XVIII в., пятьсот лет спустя после крестоносцев, правитель Аль-Джаззар перестраивал город и наткнулся на подземный лабиринт. Мусульмане не смогли разрушить его и просто построили свой город поверх системы тоннелей и залов. Недавно один тоннель был найден, но раскопки были остановлены из-за опасения, что вся арабская часть города рухнет. Сегодня большая часть города крестоносцев все еще погребена под землей.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: север Израиля.
Административная принадлежность: Северный округ, Израиль.
Языки: иврит, арабский.
Этнический состав: евреи — 66,4%, арабы — 28,1%, друзы — 0,2%, прочие — 5,3% (2013 г.).
Религии: иудаизм — 67,1%, ислам — 25,3%, христианство — 2,4%, прочие — 5,2% (2013 г.).
Денежная единица: новый шекель.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт имени Бен-Гуриона (Тель-Авив).

ЦИФРЫ

Площадь: 10,3 км 2 .
Дата основания: около 1500 г до н. э.
Население: 47 397 чел. (2013 г.).
Плотность населения: 4601,7 чел/км 2 .
Первое упоминается: около 1456 г. до н. э.
Высота над уровнем моря: от-0,9 до 29,4 м.
Удаленность: 23 км к северу от Хайфы.

КЛИМАТ

Средиземноморский.
Средняя температура января: +13°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 520 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.

ЭКОНОМИКА

Промышленность: электрохимическая, металлургическая, фарфоровая, легкая (кожевенная).
Государственная опытная сельскохозяйственная станция.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!