Дивногорье где находятся большие и малые дивы. Музей-заповедник в дивногорье воронежской области. Дивногорье, Воронежская область. Как добраться до места назначения

Жители Воронежской области называют местность с удивительной конкретностью. Растет вокруг села хрен, значит, и село будет . Выстроились рядами сосны у реки - реку назовут Сосной, только Тихой, потому что течение в ней слабее, чем в реке Сосна в Липецкой области. А если среди холмов стоят дивные меловые столбы, то быть этому месту Дивногорьем. Вот туда мы и отправимся.

Воронежские Дивы - это меловые столбы-останцы высотой до 10 метров. Когда-то их было 22, но до наших дней сохранилось только 10 целых и 2 полуразрушенных. Куда подевались остальные Дивы? Большая их часть была уничтожена в 1871 году при строительстве железной дороги: меловые столбы взрывали из-за боязни обрушения на проходящие поезда. Однако дальнейшие геологические исследования показали, что опасения были напрасны. Под слоем мела находится песок, который выступает в роли подушки, сглаживающей колебания, вызываемые железной дорогой.

Другая часть останцев была уничтожена во время Великой Отечественной войны. Наши войска находились по другую сторону Дона, а на территории нынешнего заповедника "Дивногорье" дислоцировались части 2-ой Венгерской армии. Нет ничего удивительного в том, что советская артиллерия, зная точное географическое положение и высоту останцев, использовала их в качестве ориентиров для нанесения ударов по позициям противника. Когда венгры об этом узнали, то взорвали некоторые из Див.

Сохранившиеся меловые столбы сгруппированы в двух местах и носят названия Больших и Малых Див. К Большим Дивам относятся скала с пещерным храмом Сицилийской Божьей Матери и 3.5 столба у входа в заповедник. Большими они называются не из-за размеров, а из-за того, что здесь их было больше всего.

Пещерный храм Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах

Большие Дивы

В 2.5 км к востоку от Больших Див расположены Малые Дивы - около 5 меловых столбов, в одном из которых размещается церковь Рождества Иоанна Предтечи. Есть в этих местах и ещё одна, Безымянная Дива в балке Голой.

Малые Дивы

Как появились меловые столбы? Если теория вас не интересуют, то смело пропускайте 5 следующих абзацев. Итак, когда-то здесь не было ни склонов, ни реки Тихой сосны, ни Дона, ни этих меловых столбов. На суше, находящейся в постоянном движении в вертикальном и горизонтальном направлениях, происходило мощное складкообразование. При горизонтальном движении возникли горы и вулканы, застывшая лава которых на глубине около 200 метров в Дивногорье преобразовалась в гранит с примесью базальта.

Чуть южнее от заповедника находится Шкурлатовское месторождение, где глубина залегания гранита всего 50 метров. Из разницы залегания кристаллической породы образовалась горка, сверху перекрытая осадочными породами. В геологии это называется антеклиза. Вся Воронежская и части соседних областей расположены на этой самой Воронежской антеклизе. Для наглядности нашла в сети схему:

Осадочные породы появились здесь после того, как суша сменилась морем. Причем происходило это четыре раза. 410 млн. лет назад (девонский период) первое море оставило на кристаллическом фундаменте отложение песчаников и известняков. Второй раз море заходило сюда 350 млн. лет назад (каменноугольный период) и оставило после себя пески и глину. Те самые каменноугольные пески видны на берегах Дона, когда поднимаешься на самый верх холмов в Дивногорье.

И в третий раз 137 млн. лет назад (в меловой период) разлилось в Дивногорье море, на поверхности которого уже существовала пленка из планктона. Именно планктон и стал основой дивногорского мела, на 60% состоящего из известковых частей отмерших микроскопических организмов. Известковый ил со временем усыхал, уплотнялся и превращался в мел, мощность залегания которого в Дивногорье составляет более 100 метров. Четвертое море по геологическим меркам оставалось здесь недолго - от 65 до 26 млн. лет назад (в палеогеновый период) и оставило после себя слой глин.

А затем 330 тыс. лет назад сюда дошёл ледник. Лед по мощности был везде разным. На плоских участках суши, где льда оказалось больше и создаваемое им давление сильнее, мел уплотнился. Там, где льда было меньше, либо не было вовсе, мел оставался рыхлым. Со временем из-за разрушения талыми и дождевыми водами, колебаниями температур, участки рыхлого мела преобразовались в осыпные склоны. Постепенно из осыпающихся склонов стали выходить спрессованные, уплотненные ледником меловые столбы - Дивы. Причем, т.к. мел прессовался точечно, только на плоских участках, все дивы примерно на одной и той же высоте.

Но подойдем к главной рукотворной достопримечательности Больших Див - к пещерному храму Сицилийской Божьей Матери.

В 1652 году черниговский полковник Иван Дзика или, как он себя записал в бумагах, Дзиковский пришел к устью реки Острогож вместе с 2 тысячами казаков и 10 киевскими монахами во главе с настоятелем отцом Гурием. Как полагают историки, они и заложили пещерный храм Успения Божьей матери в Больших Дивах и пещерный храм Иоанна Предтечи в Малых Дивах.

Наряду с исторической версией, существует легенда о греческих монахах Иосафе и Ксенофонте, которые, оказавшись в этих местах, остановились отдохнуть на берегу Тихой Сосны, но вскоре заметили пропажу иконы, с которой они шли. Поиски закончились у меловой Дивы, и, сочтя это знаком свыше, монахи освятили пещеру, куда и поместили икону. Но из-за набегов степняков монахи ушли в более защищенные Малые Дивы, где и основали пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи. По преданию прах монахов покоится справа от входа в храм под завалом меловых плит, образовавшимся при разрушении Див во время строительства железной дороги.

Как бы то ни было, но первые письменные упоминания о пещерных храмах в Дивах относятся к 1652 году. Косвенное подтверждение тому - отсутствие упоминаний о храмах в записях монаха Пимена. В 1389 году, проплывая по Дону мимо Див, Пимен записал: "Приплыхом к Тихой Сосне - видехом столпы белы; дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы ж и светлы зело, над рекою, над Сосною". Если описав леса, в которых водятся косули, и реки, где живут лебеди, монах ни словом не обмолвился о храмах, то, вероятно, либо их не было, либо они были не христианские.

Храмы в Больших и Малых Дивах действовали до 1917 года. С 1924 года на территории Свято-Успенского мужского монастыря действовал дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны в храме размещался венгерский госпиталь, а после войны - противотуберкулезный санаторий.

Стены пещерного храма в Больших Дивах облюбовали для тренировок альпинисты, уродовавшие меловую поверхность вбитыми кольями и протянутыми тросами. В 1980-х годах двое молодых людей решили подрубить меловой выступ, расположенный справа от входа в храм. Закончилось тем, что на них обрушилась передняя фасадная часть. Храм был обезображен, один и парней погиб. Впоследствии внешняя стена храма была восстановлена из тех самых обрушившихся меловых блоков.

Не обрушившийся козырек укрепили металлической рельсой, а сам храм был прошит более чем тремястами анкерами. Окончательно храм был отреставрирован и открыт 28 августа 1991 года, на праздник Успения Богородицы

Мы попали в храм не как порядочные прихожане, а через небольшую боковую дверь, ведущую на второй этаж, и сразу оказались на монастырской кухне - небольшой комнате с окном. Второй этаж с отдельным входом был построен только в XIX веке и полностью приспособлен для хозяйственных целей. Сюда заносили дрова и продукты, не мешая молившимся на первом этаже.

Через окно на кухню проникает тепло с улицы, отчего в каменной комнате не так холодно. Когда-то здесь была печка-каменка. Монахи, приходившие из Успенского монастыря, проводили многочасовую службу натощак. Пока шла служба, другие монахи готовили и накрывали столы в трапезной.

На стене и потолке кухни до сих пор виден след от перегородки, разделявшей кухню на теплую часть с печкой и холодную с окном.

Из кухни по небольшому коридору проходим в трапезную, вмещавшую деревянный стол и 2 скамьи. На противоположной стороне от трапезной - маленькая темная комната. Это келья, где на стенах справа и слева вырублены ниши и 2 деревянных настила, на которых спали монахи.

Сохранились фотографии начала XX века. По ним видно, что к этому времени монахи переселились со второго этажа храма в расположенную рядом деревянную избушку. Помещения кухни, трапезной и кельи стали использоваться под склад.

Темный коридор заканчивается каменной лестницей, ведущей на первый этаж.

Спускаясь по стертым от времени меловым ступеням, из полумрака второго этажа попадаем в чуть более светлую обходную галерею - невысокий меловой проем шириной около 2 метров и длиной 90 метров, проходящий по периметру первого этажа пещерного храма. Здесь надо быть осторожнее: перед входом в галерею строители храма вырубили потолок чуть ниже, чем в самой галерее. Сделано это для тех, кто, входя, забывал перекреститься и поклониться. Тогда потолок, встретившись со лбом, напоминал о ритуале.

По поводу предназначения галереи существует множество версий, но доподлинно известно лишь одно - с конца XIX века она использовалась для крестного хода.

Вдоль всей галереи расположены ниши - аркосоли с полочками - стасидиями, на которых теоретически должны размещаться останки монахов. Здесь никаких останков найдено не было, и нет подтвержденных источников, что они когда-либо здесь находились.

Галерея проходит через часовню домового храма. В одной из стен часовни видно углубление - киот под икону. Чуть дальше расположена еще одна часовня, на потолке которой виден крест.

В какой-то момент с некоторым удивлением замечаем, что обустройство и крестных ход галереи идет по часовой стрелке, из чего можно предположить, что к этому храму приложили руку старообрядцы: до патриарха Никона крестный ход вокруг храма проходили посолонь, то есть по солнцу или по часовой стрелке.

Выйдя из галереи, останавливаемся перед списком Иконы Сицилийской Божьей матери, датируемой XIX веком. Подлинная икона утеряна, никто не знает где и когда она пропала. До революции в храме был небольшой иконостас, сейчас - только эта икона. Из-за низкой температуры (8-12С) и высокой влажности (выше 68%) икона герметично закрыта стеклом. По этим же причинам храм никогда не расписывали фресками.

Список иконы, выполненный на листе дюраля, передали в Дивногорский музей местные жители. По всей вероятности, он создан после эпидемии холеры в 1831 года, когда икону Сицилийской Божьей Матери стали считать чудотворной и массово делали с неё списки. Многочисленные исцеления от чудотворного образа послужили тому, что Сицилийскую икону в народе стали называть "Исцелийской".

Почему икона Сицилийская и как она оказалась в Дивногорье? Кроме официально церковной версии, описанной выше, существует официально историческая. Как известно, Сицилия не всегда была католической. Столетиями часть земель принадлежала православному государству Византии. Нередко византийские цари просили помощи у русских князей. Так и случилось в XI веке, когда на Сицилию напали арабы из Северной Африки. Русская дружина вступила в войну, которая продолжалась около 30 лет, и которую Византия проиграла. Отступая, войска спасали православные святыни от уничтожения. Среди них и оказалась икона Сицилийской Божьей Матери с которой русская дружина вернулась домой.

Примечательно, что изображенные на иконе Серафимы двукрылые, а не шестикрылые, как это принято в русской иконописи. По византийской традиции и серафимы, и херувимы изображались двукрылыми.

В храме, вблизи алтарной части, находится небольшое зарешеченное помещение. В глубине комнаты, в темноте видна ярко-красная лампочка сейсмодатчика. Дело в том, что на территории Дивногорья находится несколько тектонических разломов. И об этом мы еще вспомним, когда поднимемся на холм.

Сидя на красивом холме, видим реки Тихая Сосна и Дон. К вечеру летняя жара спала, и воздух напитался ароматами степного разнотравьем. Хотя бы ради этого вечернего воздуха стоит сюда приехать.

Извивающаяся змейкой Тихая Сосна впадает в Дон чуть дальше, в районе Малых Див. Во времена скифов и сарматов Дон был полноводным, за что реку назвали коротко и ясно Дан - "вода". По карте видно, что в основном Дон течет с севера на юг. Здесь, в районе тектонического разлома, река течет по-другому - с запада на восток. Дон - это граница между Среднерусской возвышенностью (холмы по правому берегу) и Окско-Донской низменностью.

Лужайка внизу - это сросшиеся поймы Дона и Тихой Сосны. Ежегодно из-за весеннего разлива рек луг полностью оказывается затопленным, а в некоторые года большая вода доходит до лесополосы, граничащей с железной дорогой.

Пройдем по вершине холма в сторону земляных валов. Это все, что осталось от Маяцкого городища - крупного поселения салтово-маяцких племен IX-XI века. Когда-то здесь стояла белокаменная крепость, фундамент которой был обнаружен при раскопках. Все что нашли археологи, вновь отдали земле, а точнее законсервировали.

Первые следы человека в Дивногорье относятся к каменному веку. Археологи нашли здесь простейшие орудия труда из кремния, обгоревшие кости животных, которыми питался человек, и осколки керамики. В бронзовом веке здесь проживала так называемая культура срубников: они хоронили умерших в землянках, стены которых были обнесены бревенчатыми срубами.

Около 2 тысяч лет назад по этим землям проходили племена скифов и сарматов. После себя они оставили множество курганов, один из которых виден с вершины холма.

В IX-X веках здесь проходила северо-западная граница Хазарского каганата - раннефеодального тюркского государства. Но в основном здесь проживали не хазары, а аланы и булгары. Через Дон, находящийся под властью Хазарского каганата, торговцы переправляли товар, за что платили пошлину и получали охрану.

Ошибочно думать, что жители Хазарского каганаты были иудеями. Хазары - это тюрки, и иудаизм исповедовали только царь (каган) и его ближайшее окружение. Остальное население могло придерживаться любой религии. Купцы, в основном торговавшие с Византией, были христианами-несторианами. Аланы и булгары исповедовали тенгрианство. Подтверждение тому изображение на найденных при раскопках городища вещах солнца - символа Тенгри-хана, бога солнца, неба, огня.

От городища тропинка ведет к Дивногорскому меловому каньону. Когда-то здесь располагался хутор гончаров. Гончары работали с огнем, поэтому жители селища причисляли их к шаманам, проводникам Тенгри.

Дивногорский каньон глубиной 30 метров представляет собой причудливый меловой овраг, обрывы которого изрезаны меловыми языками. Здесь стоит задержаться, посидеть на краю обрыва, понаблюдать за юркими птицами, прорывшие норы в толще мела.

Во время раскопок в овраге археологи нашли массовое захоронение диких лощадей и стоянку первобытного человека. Одни ученые считают, что захоронение – это либо результат большой охоты человека, либо останки ритуальных жертв, накопившиеся за долгое время: обычно тенгриане приносили в жертву одну лошадь в год. Другие специалисты склоняются к теории несчастного случая - табун лошадей погиб под внезапно обвалившейся меловой глыбой.

В стороне от оврага силами работников заповедника построен археологический парк «От кочевий к городам», где можно посмотреть на реконструкции гончарной мастерской и дома кочевников. Булгары, как и все кочевники, сначала жили в юртах, но с переходом к оседлости, стали строить «полу-юрты»: выстраивали по кругу бревна, пропускали между ними плетень, сверху накрывали тростником. Позже они переняли у донских славян строительство более подходящих местному климату полуземлянок.

После ухода аланов эти просторы стали диким полем - целинными, не распахиваемыми землями, по которым проходили сначала печенеги, затем половцы, а в XIV веке - монголо-татары, совершавшие набеги на южно-русские рубежи по своим степным дорогам "сакмам".

Одна из них - "кальмиусская сакма", проходившая по реке Кальмиус, впадающей в Черное море, вела в соседнюю Белгородскую область. По ней за год могли уводить 40-50 тысяч человек, что по тем временам наносило сильный удар по демографии государства. Для защиты южных рубежей в XV-XVI веках здесь начали создавать белгородскую оборонительную засечную черту - земляной вал длиной 800 км, высотой 4-6 м, с деревянными надолбами и частоколом, через которые не могли перескакивать лошади кочевников.

Вдоль засечной черты появились первые города. Коротояк и Острогожск, заселялись русскими и пришедшими с запада украинцами. В результате здесь возник очаг смешанных культур - Слобожанщина. Со стороны России к Слобожанщине относится Воронежская, Белгородская и южная часть Курской областей, со стороны Украины - северная часть Донецкой, Луганской, вся Харьковская и северо-восточная часть Сумской области.

Чтобы напомнить об этом, на территории заповедника построили этнографическую экспозицию "Дивногорское подворье" - стилизованную усадьбу украинских переселенцев, которая в дни театральных фестивалей превращается в сцену, а соседние склоны - в зрительный зал.

По дороге вспоминаем, что между храмами в Больших и Малых Дивах расположены еще две небольших пещеры-кельи - "Каземат" и "Ухо". В том же направлении, в сторону Лисок на станции "154 км" на горе Шатрище до 1917 года сохранялся большой меловой останец, рядом с которым был устроен Шатрищегорский Преображенский мужской монастырь и его скит. Туда мы заглянем в следующий раз.

В месте, где грунтовая дорога пересекается с асфальтом, видна металлическая лестница, ведущая резко вниз, к пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи и Дивногорскому Свято-Успенскому мужскому монастырю.

В пещерный храм можно попасть только с организованной группой. Мы и еще четыре неорганизованных путешественника с Украины прибились к группе паломников и гуськом проследовали за монастырским гидом, оплатив билет по 100 р. с человека.

Как и в храме в Больших Дивах, стены в церкви Иоанна Предтечи за годы запустения старательно уродовались надписями.

Храм продолжают восстанавливать с конца 90-х: укрепляют стены, замазывают надписи и штукатурят поверхности. Сразу обращаем внимание на храмовый свод - он сложен в виде сицилийского креста. От того, что в катакомбах не имели возможности ставить кресты на поверхности, их вырезали на сводах.

Официальной датой основания Свято-Успенского монастыря принято считать 1653 год. Хотя есть все основания полагать, что пещерный храм гораздо старше. Как и в Больших Дивах, здесь вырублена обходная галерея высотой около 2 метров, начинающаяся из южной стены в притворе и ведущая к середине северного нефа. Но есть особенность - крестных ход состоит не только из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела. За алтарной частью в полной темноте мы поднялись, а затем спустились по каменным ступеням, ведущим на "Голгофу".

По галерее прошли и через сохранившуюся церковь VIII века, основанную христианами-несторианам. На несторианство указывает алтарь, развернутый на юг, и купол в виде звезды. Здесь мы ненадолго задержались, чтобы оценить резонанс купола: голоса с низкой, мужской частотой становятся более объемными, а звучание женского голоса абсолютно не меняются. Конечно, если дама не говорит басом.

Вплоть до революции 1917 года в катакомбах оставалась монастырская костница. В 1924 году, когда храм отдали под дом отдыха героев революции, костницу из склепов вместе с монастырской библиотекой утопили в Дону. По свидетельству местных жителей, та же участь постигла и часть монастырской братии. Сохранилась только молитва, вырезанная на меловой стене в 1810 году: "Церковь Божию Мою не одолеют врата адовы".

Гид рассказал и об искусственном озере, устроенном на нижнем уровне пещер. Питьевая озерная вода идет на нужды монастыря, поэтому проход туда закрыт. Не без иронии он заметил, что мера это вынужденная, т.к. монахи опасаются больных страшной болезнью ПГМ ("православие головного мозга"), которые лезут туда купаться.

После выхода из пещерного храма, кажется, что и солнце ярче, и воздух вкуснее. По тропинке поднялись на вершину холма. Внизу леса, луга и Дон.

Спустились к полуразрушенной колокольне, вырубленной в меловой скале.

Разглядывая исписанные стены колокольни, рассеиваются последние сомнения о том, что люди во все времена одинаковые. Одинаковые. И будь ты отдыхающий советского периода, или путешественник, пользующийся дореформенной орфографией, нет никакой разницы, если рука поднялась оставить автограф на том, что создавалось на века.

Чуть не забыла о лирических отступлениях. Советую приехать в Дивногорье вечером, чтобы обойти Большие Дивы на закате, когда здесь больше летающих жуков-оленей, чем людей. Переночевать можно в гостинице, похожей на студенческое общежитие с икеевской мебелью и чистой кухней. Тогда на следующий день вы успеете обойти не только Большие и Малые Дивы, но и искупаться в реке.

«Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною», - так в 1389 году писал о месте, где извилистая Тихая Сосна впадает в могучий Дон, путешественник Игнатий Смольянин.

Возвышающаяся над рекой равнина, посреди которой стоят белые глыбы, казалась нашим предкам невиданным дивом. Они так и прозвали её - Дивногорье. Прошли века, но и сегодня иначе как чудом это древнее место не назовёшь.

Дивногорье - это степное плато в Лискинском районе Воронежской области. С геологической точки зрения оно представляет собой меловые отложения - твёрдые пласты мела, покрытые тонким слоем почвы. Это свидетельство далёкого прошлого Земли: формировались материки, расступались океаны.

Меловые останцы в виде столбов - это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть. Местные жители называют их Дивами.

На плато особый микроклимат: приподнятая поверхность быстро нагревается, и горячий воздух разгоняет тучи; погода здесь обычно сухая и жаркая. Удивительно, но, несмотря на такие особенности климата и почвы, на территории плато произрастает более 40 видов уникальных растений и водятся редкие животные.

За растительный мир Дивногорья учёные называют плато «Сниженными Альпами». Весной равнина пестрит полевыми цветами: катран, горицвет, проломник; летом становится буро-зелёной. В середине прошлого века на плато высадили лесозащитную полосу из клёнов и ясеней. Из-за особенностей меловой почвы и небольшой влажности деревья до сих пор кажутся молодыми.




Не менее уникальна и фауна плато. Водятся редкие дрофа и беркут, много филинов, жаворонков, луней. Из млекопитающих можно встретить зайца, лисицу, хорька.

За одну только природу Дивногорское плато можно считать заповедным. Но эти места уникальны и с культурной точки зрения. Остатки хазарских селений IX века, пещерные храмы, древний монастырь и меловые Дивы составляют сегодня музей-заповедник «Дивногорье».

Что посмотреть в Дивногорье?

Предложения присвоить Дивногорью статус заповедника звучали ещё в начале ХХ века. Но с приходом советской власти о природно-культурной ценности этих мест забыли. Монастырь, действовавший там с XVII века, закрыли, разместив в нём сначала дом отдыха, а затем лечебницу для больных туберкулёзом.

Лишь в 1988 году в Дивногорье открыли музей (филиал Воронежского краеведческого). Статус государственного природного архитектурно-археологического музея-заповедника Дивногорье получило в 1991 году.

В настоящее время площадь этого музея под открытым небом составляет порядка 11 кв. км. Он включает в себя несколько достопримечательностей, главными из которых являются Маяцкое городище и Успенский монастырь с пещерными храмами (Большие и Малые Дивы).

Маяцкое городище

Маяцкое городище - это археологический памятник IX–X веков. В те далёкие времена Дивногорье населяли аланские племена. Этот полукочевой народ основал здесь несколько поселений, возделывал пойменные земли вблизи плато, занимался гончарным делом.

Политически эта земля принадлежала Хазарскому каганату. Хазарии требовались надёжные форпосты, которые бы защищали её от притеснений славян. Одним из таких и стало Маяцкое городище. Поселения донских аланов обнесли белокаменной крепостью с шестиметровыми валами, у стен вырыли глубокий ров.

Крепость выполняла оборонительную и фискальную функции (туда местные жители приносили дань для Хазарского каганата). Кроме того, там останавливались торговые караваны, чтобы отдохнуть и сменить коней.

В Х веке крепость стала подвергаться набегам печенегов. Одновременно с этим ослабло Хазарское государство. Донские аланы вместе с хазарскими наместниками покинули городище.




В настоящее время Маяцкое городище включает в себя остатки белокаменной крепости и поселений, а также могильника и гончарских мастерских. Здесь можно увидеть найденные во время раскопок артефакты: посуду, украшения, оружие и т. д.

Но нагляднее всего быт донских аланов демонстрирует археологический парк, находящийся неподалёку от городища. Это реконструкция деревни IX–X веков. Полуземлянки, глинобитные хижины, похожие на юрты, предметы быта - смотришь и думаешь: «Неужели люди действительно так жили?».

Большие и Малые Дивы

Существует красивая легенда, будто бы в XII веке два греческих монаха Ксенофонт и Иоасаф, жившие в Италии, устав от нападок католиков, ушли на Русь. С собой они взяли икону Сицилийской Божьей матери. Монахи пришли в Дивногорье, увидели меловые столбы и в одном из них вырыли скит.

Однако письменных свидетельств этого нет. Официально Дивногорский монастырь основан в 1653 году с целью защиты от набегов татар.

Два главных сооружения монастыря - пещерные церкви в Больших и Малых Дивах.

Большие Дивы - это двухэтажная пещера, выдолбленная в породе одного из меловых останцев. Именно там в 1831 году, согласно преданию, была найдена икона Сицилийской Божьей Матери, якобы принесённая когда-то Ксенофонтом и Иоасафом. (В настоящее время подлинник иконы утрачен.) Спустя некоторое время пещера перешла в ведение Дивногорского монастыря и стала храмом.




У церкви необычная архитектура. На первом «этаже» - алтарь и длинные коридоры с полукруглыми сводами; на втором - горницы, где когда-то жили монахи. Внутри храма круглый год одинаковая температура - около 12–15 ºС тепла.

Рядом с церковью - лестница. Если подняться по ней, то открывается чудесный вид на плато. А напротив храма - родник, вода в котором считается святой.


Ещё одна пещерная церковь Дивногорского монастыря (Малые Дивы) носит имя Иоанна Предтечи. Она меньше по размеру, но внутри довольно похожа на церковь в Больших Дивах.


Вообще пещер на территории Дивногорья гораздо больше. Жившие здесь на протяжении веков монахи рыли сложные подземные ходы, чтобы можно было укрыться в смутные времена.

Чем заняться в Дивногорье?

Лучшим временем для посещения Дивногорья считается поздняя весна: плато наполняется яркими красками цветущих растений и их пьянящими ароматами. К тому же в это время ещё не так жарко, как летом.

Разумеется, пункт № 1 в программе мероприятий в Дивногорье - это посещение музея-заповедника. Так как он располагается под открытым небом, вход в него бесплатный - можно часами бродить, любуясь местными красотами. Но чтобы попасть в музейные объекты, расположенные на территории заповедника, к примеру в археологический парк, придётся покупать входной билет. При этом, как у любого заведения, у музея есть свои часы работы .

Если вы захотите попасть внутрь пещерных храмов, то придётся записаться на экскурсию. Сделать это можно в домике администрации, что неподалёку от хутора Дивногорье.

Также в администрации вы можете купить экскурсию по одному из предлагаемых маршрутов . В этом случае по всем объектам вас проведёт экскурсовод и расскажет об истории и мифологии этих мест. Но цены на экскурсии, откровенно говоря, кусаются.


Большая удача, если вы посетите Дивногорье в дни, когда там проводятся различные мероприятия (обычно это время с начала мая по конец августа): этнографические праздники, исторические спектакли, выставки, пленэры и многое другое. Как правило, развлекательные программы проводятся на территории так называемого Дивногорского подворья (стилизованная усадьба, выполняющая роль площадки для проведения фольклорных праздников и мастер-классов ремесленников).

Плато располагается на реке Тихая Сосна. Прибрежная зона - излюбленное место туристов с палатками. На берегу разрешено разводить костры, а в реке - ловить рыбу и купаться. Поэтому посещение Дивногорья может стать для вас не только знакомством с природно-культурными памятниками, но и отличным отдыхом.

Кстати, для любителей активного времяпрепровождения музей-заповедник организует прокат байдарок для сплава по Тихой Сосне.

Пункт № 2 программы-минимум при посещении Дивногорья - Дивногорский каньон. Он находится неподалёку от Маяцкого городища и представляет собой меловой овраг причудливой ребристой формы глубиной порядка 30 м. Это потрясающее место для фотосъёмки: можно поймать не один десяток живописных кадров.


Как добраться до Дивногорья?

Дивногорье находится в 80 км к югу от Воронежа.

Адрес музея: Воронежская область, Лискинский район, хутор Дивногорье.

Добраться можно автомобильным и железнодорожным транспортом.

На машине

Расстояние от Воронежа до хутора Дивногорье составляет 150 км.

Если поедете не на личном авто, а на общественном транспорте, то обратите внимание, что прямого автобуса от областного центра до хутора нет. Доехать можно до города Лиски. Ежедневно курсирует несколько рейсов (подробнее с расписанием можно ознакомиться ). От Лисок до хутора Дивногорье также ходит автобус (маршрут: Лиски - Ковалёво до хутора Дивногорье; время отправления: 11:15).

От Москвы до хутора Дивногорье - 650 км. Путь при этом пролегает по федеральной трассе М4 (маршрут Е115). Проехав Воронеж, необходимо свернуть на Лиски, а затем ехать через населённые пункты Никольское и Ковалёво и, не доезжая Селявного, свернуть на Дивногорье.

Для автомобильного транспорта на территории музея-заповедника оборудована стоянка.

На поезде

От Воронежа до Дивногорья можно добраться также на электропоезде. Правда, ехать придётся с пересадкой. Так, сначала нужно доехать до станции Лиски, а затем до станции 143 км.

Подробное расписание всех электричек есть на «Яндексе».


Обратите внимание! Сходить следует именно на станции 143 км, а не на станции Дивногорская, которая располагается немного раньше по пути следования. Платформа 143 км находится в непосредственной близости от здания администрации музея-заповедника «Дивногорье». Это удобный отправной пункт для начала экскурсии.

Почему стоит увидеть Дивногорье?

Диво… Согласно этимологии, это слово произошло от древнего «дэвы», то есть «божества», «духи». Менялись эпохи - менялось произношение, но корень оставался неизменным. Постепенно «дэвы» стали «дайвами», а «дайвы» - «дивами». И чем, как не божеством, были каменные глыбы для племён и народов, живших на плато?

Глядя на эти места, не покидает ощущение чего-то диковинного. Древние природные ландшафты и старинные памятники архитектуры мирно соседствуют друг с другом, создавая уникальную атмосферу.


Дивногорье - хутор в Лискинском районе Воронежской области. Также - историко-культурный и природный музей-заповедник, на территории которого сохранилось много уникальных достопримечательностей: пещерных церквей, расположенных внутри взметнувшихся в небо меловых столбов - див; археологический комплекс памятников салтово-маяцкой культуры (остатки валов древней крепости, реконструированное древнее селище); многие животные и птицы в этих краях занесены в Красную книгу. На территории заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

Диновгорье поправу является одной из самых популярных и узнаваемых достопримечательностей Воронежской области, настоящей жемчужиной. Ежегодно это место посещает более 60 тыс. туристов не только из Воронежской, но и других областей.

Музей-заповедник "Дивногорье" расположен на территории огромного плато, прорезанного глубокими и широкими долинами рек Тихая сосна и Дон, и круто обрывающимся у самих берегов, обнажая белое меловое основание. Отсюда, со стометровой вышины открываются восхитительные виды на пойму рек и все окрестности с такими же обрывистыми плато на противоположной сторне. В хорошую погоду отсюда открывается поистине потрясающий вид на несколько десятков километров.






История заповедника начинается в 1988 году, когда на базе памятников Дивногорья образован филиал Воронежского областного краеведческого музея, а в 1991 году создан Государственный природный, архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье".

Первое документальное упоминание о Дивногорье было сделано Игнатием Смольянином, сопровождавшим путешествие по Дону митрополита Пимена, в 1389 году: "приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною".

Эти каменные столпы - меловые останцы, называемые дивами (от слова "диво", "дивный"), и по сей день являются визитной карточкой Дивногорья. Меловые отложения обитателей морских глубин за многие миллионы лет сформировали дивногорское плато, а эррозия и выветривание почв довершили дивное оформление этого места, некогда изобиловавшего причудливыми устремившимися вверх меловыми столбами - дивами. Большинство было разрушено при освоении народного хозяйства и строительстве железной дороги. Сейчас неподалеку добывают мел.








Необычна красота этого места. Удивителен микроклимат, сформированный высотой и реками: потоки теплого воздуха от воды создают препятствие для воздушных масс, отчего на плато количество осадков вдвое меньше, чем в долине. В связи с этим на плато сформировался особый микроклимат, характерный для степи. Многие виды растений относятся к петрофитам и приспособлены к жизни в условиях засухи.



Рассказывая о Дивногорье, невозможно обойти стороной монастырь и пещерные церкви, расположенные внутри див.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Официальной датой основания монастыря считается 1653 год, когда в место расположения будущего монастыря из Острогожска были посланы переселенцы из Украины для строительства укреплений против татар на оборонительной Белгородской линии. Первой монастырской постройкой стала деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

Однако, есть вполне убедительные предположения о том, что на этом месте существовал пещерный монастырь в более раннюю эпоху. Аргументами в пользу этой версии служат пещерные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древнегреческих монастырей и изображения на стенах, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

В.В. Степкин "Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье ":

Посетившему в 1696 г. Дивногорский монастырь П. Гордону настоятель обители показал высеченные в горе остатки "очень древнего монастыря, основание которого местное предание приписывало греческому императору Андронику (известны 5 византийских императоров с таким именем, правивших в XII–XIV вв.).

После пожара, уничтожившего деревянную церковь, в 1658 г. на этом месте выстроили новую, которую освятили во имя Успения Божией Матери, и давшую имя монастырю.

К началу ХYIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. Однако, в 1786 г. монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. - восстановлен. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России. Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря.

В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.




Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери

Дивногорскому монастырю принадлежал и пещерный комплекс в Больших Дивах на правом берегу реки Тихая Сосна. По преданию, пещерная церковь была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону "Сицилийская Божия Матерь". Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. По легенде якобы приснилась одной пожилой женщине Богоматерь, и велела взять икону и молиться перед ней. Чума отступила, помогала икона и при других недугах, в народе её даже назвали "Исцеляйская".

Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы "Сицилийской Божией Матери". Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры.

В пещерах в Больших Дивах выражена редкая особенность, присущая некоторым древним пещерным монастырям и связанная со своеобразным обычаем афонских монахов. Это стасидии – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон. Длина коридора 95 м. Он начинается у юго-западного угла храма и после пяти поворотов возвращается в середину северного нефа и ранее использовался для крестных ходов. В советское время была проведена реставрация. Сейчас это территория Воронежского краеведческого музея.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь расположена на территории Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Высечена в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона. Представляет из себя скалу, облицованную меловыми блоками. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века. По преданию церковь была основана в 1658 г. греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, бежавших от преследования католиков. Здесь же они и были похоронены. Могилы иеромонахов находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

В обычное время церковь закрыта, но открывают ее для паломников и экскурсионных групп.






Пещеры "Каземат" и "Ухо"

Пещеры "Каземат" и "Ухо" расположены в километре от села Селявное.

Координаты пещеры:

Широта: 50°59"16.45"С

Долгота: 39°19"56.84"В

Пещера названа так ввиду ее предполагаемого назначения: наблюдательного пункта. Более вероятно, что пещеру вырубил какой-нибудь христианский отшельник. В районе входа в пещеру вырублена площадка. Пещера "Каземат" невелика. В пещере вырублено окно, открывающее вид на Дон.

Обе пещеры находятся рядом друг с другом в отвесной скале. Если не знаешь, то найти их сверху практически не возможно. Говоря, к "Уху" ведет трос, который находится прямо напротив железнодорожной фермы, поддерживающей провода - возможно, благодаря этому ориентиру можно обнаружить эти пещеры сверху, что более удобно, чем лезть на 50-ти метровую кручу по сетке-рабице снизу. Более подробно о пещерах "Ухо" и "Каземат" можно прочитать на сайте Путешествия на мотоцикле и не только


Маяцкое городище

Территория современного Дивногорья некогда была форпостом хазарского каганата. Именно отсюда собиралась дань с окрестных земель, и Руси в том числе. Вполне естественно, что именно здесь археологи раскопали древнюю крепость, от которой сейчас остались лишь валы крепостных стен. Рядом с крепостью располагались селения, реконструкцию которых можно видеть на археологической экспозиции.

Маяцкое городище - средневековое городище IX-X вв, основное население которого составляли аланы - кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения. Со временем с Оки сюда пришли племена вятичей. Хазары установили над ними свое экономическое господство, взяли под контроль торговые пути и взимали со славян дань.

Археологическая культура Хазарского каганата в бассейне Дона называется салтово-маяцкой. Салтово – в честь села Верхней Салтов в Харьковской области, где раскопки ведутся уже более ста лет. Маяцкое городище исследовалось с 1975 по 1982 год советско-болгаро-венгерской экспедицией под руководством С.А. Плетневой.

Жизнь в Маяцком городище прекратилась в X веке с распадом Хазарского каганата. Причинами стали междуусобицы, набеги печенегов, а также поход киевского князя Святослава на столицы каганата - Итиль и Саркел.


Археологические раскопки маяцкого селища - прекрасный образец слияния двух культур: степной-кочевой с жилищами, напоминающими юрты, и славянской - отразившейся в построеке в более поздние времена землянок, более пригодных для жилья в холодное время.




Как же я давно хотел попасть в Дивногорье, и это наконец-то свершилось! Помнится, 2 раза проезжал мимо и все не было времени заехать. Поэтому в последнюю поездку я изначально заложил в маршрут эту точку, и чему теперь несказанно рад. Мы еще попали туда в замечательное время, когда уже спала жара, и только-только началась осень. Желтые просторы степей — это что-то! Впрочем, думаю, с верхней точки плато от меловых дивов в любое время прекрасный вид открывается. Интересно, как там зимой все выглядит.

Музей-заповедник Дивногорье

Не скажу, что в Дивногорье есть «зрелище», хотя среди пещерных объектов оно самое популярное и известное. Все-таки для многих место не покажется супер интересным. В моем же случае, если я еду что-то посмотреть не ради блога, а по настроению, то мне там очень нравится. Так было и в этот раз. Давно не выбирались из города, уехали из плохой погоды в Москве, а приехали в лето и на природу, приехали в тот момент, когда нам это требовалось. Но ладно, опустим эти моменты, расскажу, чего хорошего есть в Дивногорье. По сути это меловые дивы, пещерный храм, каньон и степи вокруг. Лучше всего взять с собой желание прогуляться, чтобы поездка имела смысл.

По приезду мы специально купили экскурсию, чтобы попасть в пещерный храм, который выдолблен внутри меловых дивов (место называется Большие Дивы). Маршрут экскурсии начинается практически от паркинга. Нужно забраться по высокой лестнице к храму и промежуточной площадке. Паломникам в храме точно стоит побывать, услышите рассказ про сицилийскую икону Божьей Матери (сейчас там копия) и как она спасла многих людей в 19 веке от холеры. Внутри есть даже подземный крестный ход! А сама церковь хоть и не принадлежит РПЦ, а музею-заповеднику, но все равно в ней проводятся службы пару раз в год.

Мы же смотрели храм в качестве праздных туристов, нам было интересно сооружение само по себе. Не каждый день встретишь храм, выдолбленный в меловых останцах причудливой формы, да еще в два этажа размером. Кстати, Большие Дивы мне чем-то напомнили , только масштаб иной. Говорят раньше останцев было гораздо больше, но спасибо строителям железной дороги.

После посещения храма нужно подняться еще выше на холм, откуда открываются виды на окрестности. Наверху на плато находится Маяцкая крепость (Маяцкий археологический комплекс), а точнее только крепостной вал, заросший травой. Нужно очень сильно напрячь фантазию, чтобы представить себе, что тут было ранее. На этом месте экскурсия заканчивается. Но мы пошли дальше, в поля. Не сразу правда, сначала заселились в отель, а потом ближе к закату вернулись снова. Гуляли в городом одиночестве и в этом, поверьте, что-то есть! А какой там каньон красивый… Жаль фото нисколько не передают разнообразие красок. Рекомендую обязательно дойти до него. Где-то за 40-60 минут можно сделать пройти храм-крепость-каньон и вернуться назад к парковке, как тем же путем, так и по грунтовой дороге, замыкая круг.

Кстати, хорошо около храма и ночью в темноте. Особенная атмосфера… Располагает к думам. Но не тяжелым. А если выйдет луна, то еще и фотографий можно клевых сделать. У меня, правда, не получились, штатив дома оставил, да на новом фотоаппарате все никак не поставлю приложение для съемки длительностью более 30 секунд.

Фото Дивногорья и окрестностей

Ниже несколько фотографий самой деревни и окрестностей по пути к ней. Честно говоря, деревни в Воронежской области не в лучшем состоянии.

Как доехать на машине

Ни в коем случае не стоит ехать, как предлагает Яндекс-Навигатор. И вполне может быть, что и другие навигаторы тоже врут. Видимо одна из дорог в картах обозначена, как лучшая, а по факту, она убитая, поэтому многие, кто едет в Дивногорье, чертыхается потом (несколько человек таких было на экскурсии). Я заранее посмотрел карту и сразу прикинул, как лучше ехать.

Так вот, сворачиваем с М4 на Лиски, тут навигатор все правильно показывает. Но далее едем через Ковалево (Коломыцево-Попасное-Пухово-Ковалево), потому что Яндекс предлагал мне ехать совсем не так. Или если поедете с Воронежа через Острогожск, то ехать надо точно также через Ковалево, а не через Коротояк или Должик-Криницу по грунтовым дорогам.

Карта музея-заповедника Дивногорье (кликабельно)

Есть в Лискинском районе Воронежской области небольшой хуторок, название которого так и ласкает слух каждого путника, предвещая диво дивное, да чудо чудное. Дивногорье – природный архитектурно-археологический музей-заповедник под открытым небом.

Природа этих мест удивительна и полностью оправдывает свое название. Нерукотворное чудо Дивные горы – меловые останцы причудливой формы возвышаются на высоких холмах. Пещерные комплексы, как самые притягательные и загадочные объекты, так и манят сюда путешественников. А для археологов здесь просто настоящий кладезь уникальных находок, начиная от эпохи палеолита до средневековья.
В поисках прекрасных пейзажей, необычного мелового ландшафта и невиданных Див мы и отправились в музей-заповедник "Дивногорье".

Как добраться в Музей-заповедник "Дивногорье" из Воронежа

Дивногорье от Воронежа находится примерно в 150 километрах. В этот путь мы отправились большой компанией, в составе которой были все возрастные категории: от малого до старого прекрасных дам в самом расцвете лет.
Выехав из города на трассу М4 ДОН и преодолев терминал с оплатой, двигаемся до указателя на Лиски, где уходим направо. Оставив город позади, преодолеваем два круговых движения, ж/д переезд, везде следуя указателям. Два часа пути и мы на месте.



Большие Дивы

Первым делом мы отправляемся к Большим дивам, где находятся пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери и остатки Маяцкого городища.







Говорят, что если посчитать при подъеме и спуске ступеньки, и их количество совпадет, то желание, которое вы загадали, обязательно сбудется. Люблю я вот такие поверья, но сама не считала. Поленилась.
Из-за большого количества групп, находящихся на территории заповедника одновременно, наша экскурсия началась с заду наперед конца. В классическом варианте маршрут всегда начинают с посещения пещерной церкви, а уже потом отправляются на вершину холма. И это однозначно более удобный вариант.

Наверху помимо прекрасных видов, сразу обращаем внимание вот на такую табличку.

  • завидя змею, не нужно впадать в транс или бросаться с высоты птичьего полета своего роста на землю, при этом точно метя голой шеей ей в пасть;
  • желательно, чтобы змея была не голодной, и с последнего перекуса прошло не более двух недель. Тогда ее яд не будет столь силен, как хотелось бы;
  • да, в принципе здесь неподалеку отличная больница, где бригада опытных врачей обязательно спасут вас. Если успеют, конечно

А если серьезно, то змеи тут действительно водятся и осторожность не помешает. Желательно ходить по натоптанным тропам, не забираться в траву и иметь удобную закрытую обувь.
Но, к счастью, на нашем пути извивалась, словно змея, живописная река Тихая Сосна, а пару ей составил не менее рельефный Дон.



А между ними зеленели просто дивной красоты заливные луга. Их никогда не засеивают, потому что каждую весну реки разливаются и затопляют своими водами все вокруг, превращая заливные луга в «заливное море».



Кстати, ученые предполагают, что многие тысячелетия назад на современной территории Дивногорья было не «заливное море», а настоящий океан. Важным подтверждением этому служат маленькие бурые частички, которые похожи на сухие листочки. Но при внимательном рассмотрении, а еще лучше для чистоты эксперимента замочить их в воде, вы сразу убедитесь, что это водоросли.



Вообще флора и фауна Дивногорья богата на реликтовые краснокнижные растения, из которых нам встретился желтенький горицвет.

Какие же еще удивительные истории таит в себе Дивногорье?
Несомненно, одна из важнейших находок этих мест – это Маяцкий археологический комплекс IX-X веков, где когда-то была одна из могущественнейших держав средневековья – Хазарский каганат.
Жили тут аланы и болгары, не тужили. Построили прекрасную белоснежную крепость. И оставили потомкам о себе светлую память богатый археологический материал в виде остатков городища, гончарных мастерских, древних захоронений.

На сегодняшний день раскопки приостановлены и законсервированы. Всё городище, которое нашли археологи, теперь стоит под слоем грунта. На месте Маяцкой крепости - высокий земляной вал, окруженный рвом.



Если все это время на Большие Дивы мы любовались со стороны, рассматривая с разных точек эти дивные меловые останцы,



то теперь нам предстояло увидеть их изнутри, окунуться в меловую толщу и узнать интереснейшую историю существования пещерного монастыря.
Вообще, хочется выразить огромное сожаление по поводу того, что «что имеем - не храним, а потерявши - плачем». Так и с Дивами, которых здесь было на порядок больше, но при строительстве железной дороги их стало на порядок меньше.





Внутри пустынно, нет никакого убранства. И только единственная икона под толстым стеклом напоминает о предназначении этого места. Это список с первоначальной Сицилийской иконы Божией Матери.

Самое интересное, что ждет в пещерном храме – это подземный крестный ход. Удивительные ощущения будут сопровождать вас весь путь, а некоторые могут получить даже загадочные знамения.

Пройдя крестным ходом, мы оказались на втором этаже, где забрезжил свет из единственного имевшегося на всю церковь окна. Да, будет свет…

Даже и не знаю, успевали за своими трудами монахи любоваться всей той красотой, которая открывается от порога церкви.

А выйдя из храма, ты понимаешь, почему экскурсию лучше начинать с церкви. Вся наша многочисленная компания в один голос отказалась опять считать ступеньки, тем более вверх. При этом за бортом остались каньон и археологический парк, до которых без малого нужно было прогуляться километра полтора.

Ну, что ж, надеюсь, это будет уже другая история. А мы отправляемся в село Селявное, по пути встретив белоснежный меловой карьер.

Малые Дивы и Свято-Успенский мужской монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь стал для всех нас неповторимым, удивительным и самым запоминающимся аккордом всей поездки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!